Презентацию подготовила учитель географии: Шумская Светлана Петровна МБОУ Марьевская СОШ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: -Проверить и обобщить знаний по изученной теме – «Живая природа России». Заполнить таблицу на основе знаний домашнего материала. -объяснить понятие «природный территориальный комплекс» (ПТК); - выявлять причинно-следственные взаимосвязи отдельных компонентов на основе анализа тематических карт в пределах комплекса; объяснять значение физико-географического районирования; -выделять основные свойства ПТК, объяснять понятия «целостность ПТК», «ритмичность ПТК», «устойчивость ПТК»; -познакомиться с понятиями: «Природно-антропогенный ландшафт», «культурный ландшафт», уяснить значимость изменения человеком природных ландшафтов; составлять краткую характеристику на основе разных источников; ТИП УРОКА: Комбинированный.
Природная зона Типичные представители Типичные представители Растений Животных Арктические пустыни Тундра Лесотундра Тайга
Природная зона Типичные представители Типичные представители Растений Животных Смешанные и широколиственные леса Степи(Лесостепи) Пустыни(Полупустыни)
Итоговый тест по теме: ЖИВАЯ ПРИРОДА 1. Подбери пару: 1. Сообщество травянистых растений, которые развиваются во всех природных зонах в условиях среднего переувлажнения. 2. Сообщество влаголюбивых растений, расположенных на избыточно увлажненных участках почвы. 3. Массовые гнездовья птиц на морских прибрежных скалах. 4. Список редких и исчезающих видов растений и животных. 5. Особо охраняемая территория, исключенная из любой хозяйственной деятельности. 6. Особо охраняемая территория, разрешенная для кратковременного посещения туристами. А) «Красная книга»;Б) национальный парк;В) луг; Г) птичий базар;Д) заповедник;Е) болото.
2. Характерным признаком пейзажа зоны арктических пустынь не является: А) полярное сияние;Б) почти круглогодичные снег и лед; В) каменные россыпи;Г) обилие ягодных кустарников. 3. Основным видом растительности в зоне тайги являются: А) травы; Б) хвойные породы; В) мелколиственные породы;Г) широколиственные породы. 4. Зона степей встречается: А) в Заволжье;Б) в Приморье;В) на Кубани;Г) на Камчатке. 5. На территории России пустыни занимают: А) Колымскую низменность; Б) Прикаспийскую низменность; В) Северо-Сибирскую низменность;Г) Западно-Сибирскую низменность. 6. Наиболее сильно человек изменил облик природной зоны: А) тундры; Б) смешанных лесов; В) лесостепей; Г) степей. 7. Найди лишнее растение. 1. Тундра: полярная ива, лишайники, клен, карликовая береза, голубика. 2. Тайга: лиственница, дуб, сосна, пихта, ель. 3. Широколиственные леса: липа, амурский бархат, вяз, бук, брусника. 4. Степь: черника, ковыль, тонконог, кострец, типчак. 5. Пустыня: морошка, полынь, джузгун, селин, биюргун.
Ответы на итоговый тест по теме: «Живая природа». 1. Установить соответствие: 1-В, 2-Е, 3-Г, 4-А, 5-Д, 6-Б. 2.Г; 3.Б; 4.В; 5.Б; 6.Г; 7. Найдите лишнее растение: 1. Клён; 2. Дуб; 3. Липа; 4. Черника; 5. Морошка.
Тема: «В природе всё взаимосвязано». Понятие о Природном территориальном комплексе (ПТК). Свойства ПТК. Человек в ландшафте. Географическая оболочка (самый крупный и сложный ПТК) Глобальный уровень Океан, моря Материк ПТК дна ПТК шельфа и т.д. Природная зона Крупный регион и т. д. ПТК лагуны, бухты и т.д. Пойма реки, водораздел и т.д. Региональный Уровень Локальный Уровень
Состав ПТК Деятельность человека Природный комплекс климат вода растения рельеф почва Живот- ный мир
Природно-территориальный комплекс- это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определённой территории или акватории. Ландшафтоведение – учение о природных комплексах. В. В. Докучаев – выдающийся русский учёный, в ХIХ в. создал учение о природных комплексах - ландшафтоведение. Антропогенный ландшафт – ландшафт, изменённый в результате хозяйственной деятельности человека. В основе выделения ПТК лежат различия: - в геологическом строении; - в рельефе; - в климате. Основные свойства ПТК: -целостность; -ритмичность; -устойчивость;
Используя текст учебника параграф 30, заполните таблицу: Антропогенные ландшафты Антропогенные ландшафты Сельско- хозяйстве н-ный Лесохозяй ственный Водный Промыш- ленный Городской Культур- ный
Примерные ответы : Антропогенные ландшафты Антропогенные ландшафты Сельско- хозяйстве н-ный Лесохозяй ственный Водный Промыш- ленный Городской Культур- ный Пастбище Лесная делянка (ЛПК) Водохранили ще Карьер(террикон)Улица Городской сад (парк) Ферма (поле подсолнечник а) Склад древесины Канал(пруд)завод Сквер (школьный двор) Ботанический сад (усадьбы)
Домашнее задание: 1. параграфы 28-30, выучить основные определения. 2. Подготовить ответ на следующий вопрос: «Культурным ландшафтам должно принадлежать будущее – таково мнение учёных. Каким на ваш взгляд должно быть село Марьевка как культурный ландшафт?» 3. Приведите примеры положительного и отрицательного воздействия на село Марьевка и окружающую среду природных антропогенных комплексов. Какое воздействие может преобладать? Почему? Ответы можно подготовить письменно, устно или через презентацию.
Рефлексия: 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется 1. активно / пассивно 2. доволен / не доволен 3. коротким / длинным 4. не устал / устал 5. стало лучше / стало хуже 6. понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 7. легким / трудным интересным / не интересным Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы: Предлагается ответить на несколько вопросов. В качестве ответа можно воспользоваться предложенными ответами (подчеркнуть подходящий ответ). Номер вопроса соответствует номеру ответа