Презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему: Презентация "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий"."

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Р АЗОБЛАЧЕНИЕ ЛИЦЕМЕРИЯ В РАССКАЗЕ А.П. Ч ЕХОВА "Т ОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ " Автор проекта: Воронина Настя, ученица 6 класса.
Advertisements

ТОЛСТЫЙ Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем. ТОНКИЙ.
А.П.Чехов «Толстый и тонкий» Урок внеклассного чтения в 5 классе.
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля : один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые.
Разоблачение лицемерия, роль детали в рассказе А. П. Чехова " Толстый и тонкий " Материалы к уроку литературы в 6 классе Учитель Бережко А.Д.
Бинарный урок литературы и ИЗО в 6 классе Подготовили: Медведева Е.В. учитель русского языка и литературы, Бибарсова А.Е. учитель ИЗО МБОУ «Марьевская.
Технология «Развитие критического мышления» Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной.
Антон Павлович ЧЕХОВ «Толстый и тонкий» 6 класс Тест Зайцева Анжела Иосифовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 311 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
МОУ Клёновская СОШ Подольского района Московской области.
Мультимедийный урок 2 Применение сценарного подхода при чтении художественного произведения А.П.Чехова «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ» задания, упражнения в формате.
Антон Павлович Чехов Составить рассказ, используя ключевые слова: встретились друзья детства приятно ошеломлены.
В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА СЛОВА В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА СЛОВА А.П. ЧЕХОВ А.П. ЧЕХОВ (1860 – 1904) (1860 – 1904) ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО ЧЕХОВА-РАССКАЗЧИКА.
Антон Павлович Чехов. (1860 – 1904) тахечох вговови ранрогл ачлинме одаялта нвхчехо иеасмюн мспроет.
Задания 1 группе: 1) Вспомните прочитанные рассказы, посмотрите в содержание сборника рассказов Чехова, что вы можете сказать о заглавиях? Какие они? 2)
Р АССКАЗЫ А НТОШИ Ч ЕХОНТЕ. Внеклассное чтение. Краткость – сестра таланта. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
Дом, в котором родился писатель Родители Чехова Павел Егорович Евгения Яковлевна.
Вечный А.П. Чехов Анализ героев рассказа «Толстый и тонкий» Выполнил: учитель русского языка и литературы МОУ ООШ д.Абодим Фоктова Л.А.
Цель : познакомить с рассказом А. П. Чехова Толстый и тонкий ; научить работать с текстом художественного произведения.
Транксрипт:

Короткое вступление. Нет подробного описания пейзажа, портрета. Яркие художественные детали. Основа ррассказа – диалог.

« Краткость - сестра таланта ». А. П. Чехов А. П. Чехов – мастер слова. Одной деталью, репликой он может сказать многое.

Деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

Как вы думаете, почему в тексте нет указания на то, когда происходит действие ? По каким деталям текста можно определить историческое время ? Предположите, в каком городе происходит действие ? Обоснуйте своё мнение.

Найдите портрет Толстого. Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на социальной лестнице ? Найдите портрет Тонкого. Какие детали портрета говорят о его невысоком уровне на социальной лестнице?

Толстый Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем. Тонкий Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью. Флёрдоранж Херес

«навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика. Значит, Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе. Навьючен чемоданами

О чём говорят реплики Толстого и Тонкого в начале ррассказа ? Выводы : В начале ррассказа Толстый и Тонкий равны, они встретились как друзья детства. « Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз » Толстый Тонкий «Порфирий!.. Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!» «Батюшки!.. Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?»

Что изменилось в Тонком внешне и внутренне ? Что изменилось в Тонком внешне и внутренне ? Какова причина перемены настроения Тонкого ? Какова причина перемены настроения Тонкого ? Является ли Толстый непосредственным начальником Тонкого ? Является ли Толстый непосредственным начальником Тонкого ? Есть ли у Тонкого какие - либо причины угодничать перед Толстым ? Есть ли у Тонкого какие - либо причины угодничать перед Толстым ? Зачем же он унижается ? Зачем же он унижается ?

Изменения в Тонком « съежился, сгорбился, сузился … Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились » ( гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности ) В конце слов приставляет « с »: « Хи - хи - с … Что вы - с …» ( раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям ) Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой …

Найдите детали портрета жены и сына Тонкого. Что подчёркивает этими деталями автор в характере героев ? Как ведёт себя сын ? Какие жесты показывают его рабское воспитание ?

Нафанаил немного подумал и снял шапку. Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца. Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира … Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку.

Что изменилось в героях к концу ррассказа ?

Толстый Тонкий «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!» Тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку… «Помилуйте… Что вы-с.. Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги…» На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты… Пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал…

В начале ррассказа Т олстый испытывает у довольствие от о беда. О н р ад встрече с Т онким. В к онце ррассказа е го « стошнило » о т лицемерия бывшего д руга, н о при прощании о н подал р уку приятелю, т. е о стался человеком. Тонкий в начале ррассказа п оказан человеком бедным, но о н стремится похвастаться орденом С танислава, дополнительным доходом. В к онце ррассказа о н раздавлен, е му « нечем к рыть ». Н о о н л ишён чувства собственного достоинства, поэтому в е го о блике нет ничего человеческого. О н о стался только мелким чиновником.

Подобострастие – льстивость, угодливость. Угодничество - льстивое поведение. Самоуничижение - признание себя ничтожным. Чинопочитание– лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подхалимство – стремление расположить к себе кого- то лестью. Подобострастие – льстивость, угодливость. Угодничество - льстивое поведение. Самоуничижение - признание себя ничтожным. Чинопочитание– лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подхалимство – стремление расположить к себе кого- то лестью.

Как вы думаете, как вёл бы себя на месте тонкого другой мелкий чиновник ? Что позволяет так думать ? Почему персонажей ррассказа автор не называет по именам, хотя с самого начала мы знаем, как их зовут ?

( лаконизм ) Рассказ занимает всего 2 страницы, а по глубине обличения пресмыкательства равен крупному произведению ( лаконизм ) антитеза Отдельный случай приобретает в рассказе значение общего, в котором во всей уродливости раскрылась антитеза « начальствующей сферы » и подчинённых

Ситуация доведена писателем до абсурда, именно это и позволяет лучше увидеть нелепость самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним. Особую горечь и неприятие вызывают не просто отношения между чинами, но и добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова « Толстый и тонкий », мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст. Выводы по рассказу

Герои и их характеристики Толстый Тонкий Имя Внешность в начале ррассказа Внешность в конце ррассказа Чем пахнут герои Семейное положение Должность Награды Поведение в начале и конце ррассказа

Иллюстрации к ррассказам А. П Чехова. Подготовиться к внеклассному чтению по ррассказам А. П Чехова « Смерть чиновника », « Пересолил » и другие.