Урок русского языка в 7 классе Каширина О.В.
Цели урока: Ознакомить ребят с правилом написания не с деепричастиями;Ознакомить ребят с правилом написания не с деепричастиями; Формировать умение распознавать приставку не и частицу не при деепричастии;Формировать умение распознавать приставку не и частицу не при деепричастии; Закрепить навыки выделения запятыми деепричастного оборота;Закрепить навыки выделения запятыми деепричастного оборота; Р/р. Учиться конструировать предложения, используя деепричастия.Р/р. Учиться конструировать предложения, используя деепричастия.
1. Работа со словарным словом. «сиять» «сиять» Определите лексическое значение этого слова. (Сиять – излучать ровный свет; переносное значение: блестеть, выражая какие-либо чувства.) Определите постоянные признаки слова (Глагол, непереходный, несовершенного вида, I спряжения). (Глагол, непереходный, несовершенного вида, I спряжения). Подберите однокоренные слова. (Сияющий; сияние; сияя.) Придумайте (устно) предложение так, чтобы глагол сиять был использован в прямом и переносном значении. (Например: Высоко в небе сияло солнце. Лицо его сияло умом.) От слова сиять образуйте деепричастие, прибавьте к нему зависимые слова. Постройте и запишите предложения с деепричастным оборотом так, чтобы оборот стоял в начале, в середине и в конце предложения. Нарисуйте схемы предложений. Ход урока.
2. Новая тема. Не сиять - не сияя; Негодовать - негоду я. Вспомните, как пишется не с глаголами. Вспомните, как пишется не с глаголами. Сравните правописание не с деепричастиями и с глаголами, какой вывод вы можете сделать? Сравните правописание не с деепричастиями и с глаголами, какой вывод вы можете сделать? Чем является не в первом случае, во втором? Чем является не в первом случае, во втором?
ЧИТАЕМ ПРАВИЛО!!! Частица не с деепричастиями пишется раздельно. Не__зная (дееприч.) Частица не с деепричастиями пишется раздельно. Не__зная (дееприч.) Некоторые деепричастия без не не употребляются, поэтому пишутся с не слитно. Недоумевая (без не не употр.) Некоторые деепричастия без не не употребляются, поэтому пишутся с не слитно. Недоумевая (без не не употр.)
3. Закрепление. Задание 1. Словарный диктант. Задание 1. Словарный диктант. Определить, приставкой, частицей или частью корня является не в словах Определить, приставкой, частицей или частью корня является не в словах ( Не)чувствовал, (не)чувствуя, (не)удивляясь, (не)доумевал, (не)завися, (не)сожалея, (не)взирая. ( Не)чувствовал, (не)чувствуя, (не)удивляясь, (не)доумевал, (не)завися, (не)сожалея, (не)взирая.
Проверь себя!!! Не чувствовал, не чувствуя, не удивляясь, недоумевал, не завися, не сожалея, невзирая. Не чувствовал, не чувствуя, не удивляясь, недоумевал, не завися, не сожалея, невзирая.
Задание 2. Устно. Объясните написание не со словами, расставьте пропущенные знаки препинания. Задание 2. Устно. Объясните написание не со словами, расставьте пропущенные знаки препинания. 1. (Не)зная броду (не)суйся в воду. 2. (Не)убив медведя шкуры (не)продают. 3. (Не)поглядев на пирог (не)говори, что сыт. 4. (Не)поклонясь до земли грибка (не)подымешь. 5. (Не)работая сыт (не)будешь. 1. (Не)зная броду (не)суйся в воду. 2. (Не)убив медведя шкуры (не)продают. 3. (Не)поглядев на пирог (не)говори, что сыт. 4. (Не)поклонясь до земли грибка (не)подымешь. 5. (Не)работая сыт (не)будешь.
Проверь себя!!! 1. Не зная броду, не суйся в воду. 2. Не убив медведя, шкуры не продают. 3. Не поглядев на пирог, не говори, что сыт. 4. Не поклонясь до земли, грибка не подымешь. 5. Не работая, сыт не будешь. 1. Не зная броду, не суйся в воду. 2. Не убив медведя, шкуры не продают. 3. Не поглядев на пирог, не говори, что сыт. 4. Не поклонясь до земли, грибка не подымешь. 5. Не работая, сыт не будешь.
Задание 3. Выборочный диктант. Задание 3. Выборочный диктант. Выписать деепричастия, графически объясняя написание не с деепричастиями. Выписать деепричастия, графически объясняя написание не с деепричастиями. ( Не)задумываясь, (не)думал, (не)присутствовал, (не)присутствуя, (не)наведя, (не)году я, (не)спрашивал, (не)припоминая, (не)истомившись, (не)удивился. ( Не)задумываясь, (не)думал, (не)присутствовал, (не)присутствуя, (не)наведя, (не)году я, (не)спрашивал, (не)припоминая, (не)истомившись, (не)удивился.
Проверь себя!!! Не задумываясь, не присутствуя, ненаведя, негоду я, не припоминая, не истомившись, Не задумываясь, не присутствуя, ненаведя, негоду я, не припоминая, не истомившись,
Задание 4. Задание 4. Объясните правописание слов с не. Как называются такие сочетания слов, выделяются ли они знаками препинания? Объясните значение фразеологизмов. Назовите фразеологизмы-синонимы. Объясните правописание слов с не. Как называются такие сочетания слов, выделяются ли они знаками препинания? Объясните значение фразеологизмов. Назовите фразеологизмы-синонимы. ( Не)мудрствуя лукаво; (не)разгибая спины; (не)смыкая глаз; (не)чуя ног; (не)сходя с языка; (не)пуская на порог; (не)показывая носа; (не)помня себя; (не)понюхав пороху; (не)найдя себе места; (не)покладая рук. ( Не)мудрствуя лукаво; (не)разгибая спины; (не)смыкая глаз; (не)чуя ног; (не)сходя с языка; (не)пуская на порог; (не)показывая носа; (не)помня себя; (не)понюхав пороху; (не)найдя себе места; (не)покладая рук.
Проверь себя!!! Не мудрствуя лукаво; не разгибая спины; не смыкая глаз; не чуя ног; не сходя с языка; не пуская на порог; не показывая носа; не помня себя; не понюхав пороху; не найдя себе места; не покладая рук. Не мудрствуя лукаво; не разгибая спины; не смыкая глаз; не чуя ног; не сходя с языка; не пуская на порог; не показывая носа; не помня себя; не понюхав пороху; не найдя себе места; не покладая рук. Значение фразеологизмов: долго не раздумывая; усердно трудиться; совсем не спать; очень быстро бежать; постоянно произносить; не принимать в доме; не появляться где-либо; не контролировать свои поступки; не участвовать в бою; очень тревожиться; с большим усердием.) Значение фразеологизмов: долго не раздумывая; усердно трудиться; совсем не спать; очень быстро бежать; постоянно произносить; не принимать в доме; не появляться где-либо; не контролировать свои поступки; не участвовать в бою; очень тревожиться; с большим усердием.)
Задание 5. Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные запятые. Задание 5. Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные запятые. 1. У порога, на сундуке, сидит бабушка согнувшись (не)двигаясь (не)дыша. 2. Дед и бабушка слушали мать молча (не)перебивая. 3. Мать (не)году я рассказывала о моих проделках. 4. (Не)ответив мать смотрела в лицо мне так, что я окончательно растерялся. 5. Вдруг дед вышел на середину комнаты, встал на колени и (не)устояв ткнулся вперед коснувшись рукою пола. 1. У порога, на сундуке, сидит бабушка согнувшись (не)двигаясь (не)дыша. 2. Дед и бабушка слушали мать молча (не)перебивая. 3. Мать (не)году я рассказывала о моих проделках. 4. (Не)ответив мать смотрела в лицо мне так, что я окончательно растерялся. 5. Вдруг дед вышел на середину комнаты, встал на колени и (не)устояв ткнулся вперед коснувшись рукою пола.
Проверь себя!!! 1. У порога, на сундуке, сидит бабушка, согнувшись, не двигаясь, не дыша. 2. Дед и бабушка слушали мать молча, не перебивая. 3. Мать, негоду я, рассказывала о моих проделках. 4. Не ответив, мать смотрела в лицо мне так, что я окончательно растерялся. 5. Вдруг дед вышел на середину комнаты, встал на колени и, не устояв, ткнулся вперед, коснувшись рукою пола. 1. У порога, на сундуке, сидит бабушка, согнувшись, не двигаясь, не дыша. 2. Дед и бабушка слушали мать молча, не перебивая. 3. Мать, негоду я, рассказывала о моих проделках. 4. Не ответив, мать смотрела в лицо мне так, что я окончательно растерялся. 5. Вдруг дед вышел на середину комнаты, встал на колени и, не устояв, ткнулся вперед, коснувшись рукою пола.
4. Выводы по уроку. Расскажите о правописании не с деепричастиями. Расскажите о правописании не с деепричастиями. В чём отличие и что общего в написании не с глаголами и деепричастиями? В чём отличие и что общего в написании не с глаголами и деепричастиями?
5. Проверочная работа. Вариант I 1. Найти словосочетание с деепричастием. 1. Найти словосочетание с деепричастием. а) Закутанный в тулуп; а) Закутанный в тулуп; б) проложенный геологами; б) проложенный геологами; в) укрепил болт; в) укрепил болт; г) запер на замок; г) запер на замок; д) вырастив урожай; д) вырастив урожай; е) раскачивающихся от ветра. е) раскачивающихся от ветра. 2. Найти предложение с деепричастным оборотом. а) Блеснула яркая молния, и раздался удар грома. а) Блеснула яркая молния, и раздался удар грома. б) Много тайн хранят леса, опаленные войной. б) Много тайн хранят леса, опаленные войной. в) Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов. в) Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов. г) Георгины, почерневшие от мороза, печально свешивали свои головки. г) Георгины, почерневшие от мороза, печально свешивали свои головки. д) Не узнав горя, не узнаешь и радости. д) Не узнав горя, не узнаешь и радости. е) Мальчик шел и не разбирал дороги. е) Мальчик шел и не разбирал дороги. Вариант II 1. Найти словосочетания с деепричастием. 1. Найти словосочетания с деепричастием. а) Выкрашенный краской; а) Выкрашенный краской; б) выкрасив краской; б) выкрасив краской; в) устроенный по проекту; в) устроенный по проекту; г) устроившись на ночлег; г) устроившись на ночлег; д) запертый дома; д) запертый дома; е) заперев дом. е) заперев дом. 2. Найти предложения с деепричастным оборотом. а) Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке. а) Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке. б) Через темный лес, через глухие овраги пробирается с добычей старый волк. б) Через темный лес, через глухие овраги пробирается с добычей старый волк. в) Когда начал дуть сильный ветер, пуща вновь ожила. в) Когда начал дуть сильный ветер, пуща вновь ожила. г) Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались. г) Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались. д) Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем. д) Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем. е) Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся с юга, стала кружить над заливом. е) Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся с юга, стала кружить над заливом.
6. Домашнее задание. Правило на стр. 80; упр. 173.