М УНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «С РЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 10 П.Р АЗДОЛЬНОЕ Н АДЕЖДИНСКИЙ РАЙОН » П РИМОРСКИЙ КРАЙ МОРАЛЬ. РЕЛИГИЯ. О БЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Быкова Н.Д. – учитель обществознания и географии
Т ЕМА : «МОРАЛЬ. РЕЛИГИЯ» Ц ЕЛЬ : ОЗНАКОМИТЬ С ОСНОВНЫМИ ТЕРМИНАМИ И ПОНЯТИЯМИ ТЕМЫ ; МОЖЕТ ЛИ МОРАЛЬ ВЫСТУПАТЬ СУДЬЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ФОРМАМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ( НАУКЕ, ПОЛИТИКЕ ) ФОРМИРОВАТЬ ОБЪЕКТИВНЫЕ И КОРРЕКТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕЛИГИИ И ЕЕ РОЛИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. «Н РАВСТВЕННОСТЬ – ЭТО РАЗУМ ВОЛИ » (Г. Г ЕГЕЛЬ Г., НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ )
Любая профессиональная деятельность регулируется специальными инструкциями, памятками, правилами, уставами. Однако помимо внешних правил существует немало других условий успешной работы: Любовь к своей профессии Желание своим трудом принести пользу людям Накопление новых знаний Эти регуляторы являются системой правил и норм профессиональной этики. Так же существуют духовные регуляторы повседневных отношений между людьми в дружбе, в любви, в повседневных контактах. Таким стержнем в духовной жизни является мораль.
М ОРАЛЬ – ОСОБЫЙ ТИП РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ И ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НИМИ НА ОСНОВЕ СЛЕДОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЁННЫМ НОРМАМ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ. Наукой, изучающей и анализирующей состояние нравов, прогнозирующей развитие морали, является этика. Этика – философская дисциплина, теория морали.
С ТРУКТУРА МОРАЛИ Н РАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ – ПОНЯТИЯ МОРАЛИ, КОТОРЫЕ НОСЯТ ВСЕОБЩИЙ ХАРАКТЕР. (Д ОБРО, З ЛО, С ЧАСТЬЕ, С ПРАВЕДЛИВОСТЬ И Т. Д.) П РИНЦИПЫ МОРАЛИ НОСЯТ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ХАРАКТЕР, ФОРМУЛИРУЮТ В ОБОБЩЁННОМ ВИДЕ БАЗОВЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА. ( ПРИНЦИП МОРАЛИ, СПРАВЕДЛИВОСТИ, ГУМАНИЗМА И Т. Д.) Н ОРМЫ МОРАЛИ – ФОРМЫ НРАВСТВЕННОГО ТРЕБОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ, КОТОРЫЕ ФИКСИРУЮТСЯ В ЗАПОВЕДЯХ И ПРЕДПИСАНИЯХ. К АТЕГОРИИ ДОЛГА – СВОЕОБРАЗНАЯ ТОЧКА ПРЕСЕЧЕНИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ С ДОБРОВОЛЬНЫМ НРАВСТВЕННЫМ ВЫБОРОМ И ПОСТУПКОМ. В ЫБОР МЕЖДУ « Я ХОЧУ » И « Я ДОЛЖЕН » ОПРЕДЕЛЯЕТ НРАВСТВЕННУЮ ЗРЕЛОСТЬ И УРОВЕНЬ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ.
С МЫСЛ ЖИЗНИ – СЛОЖНАЯ СИСТЕМА ВНУТРЕННИХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, РАДИ ДОСТИЖЕНИЯ КОТОРЫХ ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ, РАБОТАЕТ, ДРУЖИТ И ЛЮБИТ, СОЗДАЁТ СЕМЬЮ, ВОСПИТЫВАЕТ ДЕТЕЙ. В СМЫСЛЕ ЖИЗНИ СОПРЯЖЕНЫ ПОНЯТИЯ ХОРОШЕГО И ПЛОХОГО, ХРАБРОСТИ И ТРУСОСТИ, ВЕРНОСТИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВА И Т. Д. П РОТИВОСТОЯЩИЕ КАТЕГОРИИ ДАЮТ ЧЕЛОВЕКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБИРАТЬ ВАРИАНТЫ ПОСТУПКОВ И ЛИНИЮ ПОВЕДЕНИЯ. З ДЕСЬ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПОБУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЯМ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. Н АПРИМЕР : «Т РУС НЕ ИГРАЕТ В ХОККЕЙ », «В ОЛКОВ БОЯТЬСЯ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ ». К АЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ВЫСТРАИВАЕТ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ, К ГЛОБАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ, К ИСТОРИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ И Т. Д.
Р ЕЛИГИЯ – ЭТО МИРОВОЗЗРЕНИЕ, МИРООЩУЩЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ ИМИ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ НА ОСНОВЕ ВЕРЫ В СУЩЕСТВОВАНИЕ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЙ СФЕРЫ. Э ТО ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОБРЯДЫ И КУЛЬТЫ. С ЕРДЦЕМ РЕЛИГИИ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕРА. религиозное Убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог, - высшая сила в мире. светское Источником всех важнейших процессов в мире усматривается в посюсторонних изменениях в обществе: в накоплении культурных навыков, в бурном прогрессе наук, в разумной экологической политике. сознание
Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу культуры человечества. Теология – совокупность религиозных учений о сущности и действии Бога. Политеизм – многобожие Монотеизм – единобожие Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ.
О СОБЕННОСТИ РЕЛИГИИ o Система религиозных обрядов, ритуалов, действий – культы, жертвоприношения, церемонии, разнообразные мистерии. o Эмоциональное переживание верующим событий мифов и культовых действий. o Особая организация – церковь с чётким распределением обязанностей на каждом уровне её иерархии.
К АЖДАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ СИСТЕМА ИМЕЕТ СВОИ НРАВСТВЕННЫЕ КОДЕКСЫ, НОРМЫ КОТОРЫХ ОКАЗЫВАЛИ И ОКАЗЫВАЮТ СЕРЬЁЗНОЕ ВЛИЯНИЕ НА СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ. ХРИСТИАНСТВО 1,5 миллиарда людей ИСЛАМ 1 миллиард людей ИНДУИЗМ 0,5 миллиардов людей КОНФУЦИАНСТВО 0,5 миллиардов людей БУДДИЗМ 300 миллионов людей
. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ БУДДИЗМ с VI- V вв. до н.э., зародилась в Индии. В настоящее время - 18 стран Центральной, Южной, Юго- Восточной Азии, числ млн. ХРИСТИАНСТВ О с I в. в Палестине и др. восточных провинциях Римской империи. В современном мире повсеместное распространен ие, но больше всего в Европе и Америке. Числ. 1 млрд.500 млн. ИСЛАМ (МУСУЛЬМАНСТВ О ) с VII в.в Аравии. В современном мире 120 стран, из них 35 стран Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной и Центральной Азии мусульмане – большинство населения. Числн. 800 млн.
Н АЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ : К ОНФУЦИАНСТВО – VI - V В. ДО Н. Э., К ИТАЙ Д АОСИЗМ - IV - III В. ДО Н. Э., К ИТАЙ И УДАИЗМ СО II ТЫС. ДО Н. Э., П АЛЕСТИНА С ИНТОИЗМ - VI - VII В., Я ПОНИЯ В СЕ ВИДЫ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ РЕЛИГИЙ ВОЗНИКЛИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЗ МОРАЛЬНЫХ УЧЕНИЙ СВОИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ. К АЖДАЯ РЕЛИГИЯ ИМЕЕТ СВОИ НРАВСТВЕННЫЕ КОДЕКСЫ, НОРМЫ КОТОРЫХ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА ЛЮДЕЙ. К АЖДОМУ, КТО ХОЧЕТ СОКРАТИТЬ ЗЛО, ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ В ОБЩЕСТВЕ, СЛЕДУЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ УТВЕРЖДЕНИЮ ПОЗИТИВНЫХ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ И ПРИНЦИПОВ. Д.З. § 10, СТР. 112 ВОПРОСЫ
И СПОЛЬЗУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ : 1. О БЩЕСТВОЗНАНИЕ, 10 КЛАСС, УЧЕБНИК ПОД РЕД. Л.Н. Б ОГОЛЮБОВА, ИЗД. П РОСВЕЩЕНИЕ, 2011 Г. 2. ИНТРЕНЕТ - РЕСУРСЫ NAROD. RU