с Что вы узнаете при изучении данной главы? - Чему вы научитесь? - Какие царства органического мира вы знаете?
Царства живой природы Многообразие растений удивительно велико. Уже известно более 350 тысяч разных растений. Царство растения – включает в себя в основном зеленые растения, имеющие автотрофный способ питания. Это особая форма живых организмов, происходящая от древних примитивных форм жизни. Бактерии ГрибыРастения Животные Многообразие растительного мира
Мягок, а не пух, На шнурочке - белые звоночки…… Зелен, а не трава………….. В сенокос горька, Зелена, а не луг, А в мороз сладка, Бела, а не снег, Что за ягодка? …………. Кудрява, а без волос……………. Будто снежный шар, бела Я из крошки-бочки вылез, По весне она цвела, Корешки пустил и вырос, Нежным запахом пьянила. Стал высок я и могуч, А как осень наступила- Не боюсь ни гроз, ни туч. Разом сделалась она Я кормлю свиней и белок, Вся от ягоды черна ……………. Ничего, что плод мой мелок…………
1. Клетки растений покрыты толстой клеточной оболочкой (целлюлозная), которая придает им форму. 2. Клетки содержат пластиды, содержащие хлорофилл – фотосинтезирующий пигмент. 3. Растениям характерен процесс фотосинтеза. 4. Клетки растений содержат вакуоли с клеточным соком. 5. Растения не способны к активному передвижению. 6. Имеют неограниченный рост. Характерные признаки растений: Чтобы легче было разобраться в многообразии растений, их разделили на группы.
Ученые – систематики изучают и описывают новые виды растений, устанавливают их сходство и родство с другими растениями, дают им названия. Систематика – это часть ботаники и зоологии, изучающая разнообразие форм живого, дающая научные названия организмам, оценивающая черты сходства и различия между ними. Важной частью систематики является таксономия, целью которой является разделение организмов на группы (таксоны) и расположение этих групп в порядке, отражающем их родственные связи и иерархию. В развитии систематики можно выделить 3 этапа, которые соответствуют искусственной, естественной и современной классификациям.
Классификация органического мира Искусственная ЕстественнаяСовременная (филогенетическая) Строится на основе отдельных признаков Строится на основе совокупности признаков между видами Строится на основе родственных эволюционных отношений Систематические категории: Вид --- род --- семейство --- порядок --- класс --- отделы --- царства Вид – совокупность организмов, имеющих общее происхождение, обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств, способных к бесконечному воспроизведению самих себя при скрещивании. Название вида на латинском языке, двойное название (род, вид). - Растения, какой систематической группы имеют наибольшие сходства, различия? - Какая систематическая категория является наименьшей, наибольшей? - Какая систематическая категория является основной единицей систематики?
-Сколько семядолей имеют семена фасоли? -Как называются растения, семена которых имеют 2 семядоли? -Сколько семядолей имеют семена пшеницы? -Как называются растения, семена которых имеют одну семядолю? - Какие типы корневых систем вы знаете? - Какие типы жилкования листьев вы знаете? Отдел покрытосеменных растений самый многочисленный в царстве растений. Он насчитывает около видов. Покрытосеменные размножаются с помощью семян, защищены околоплодником, образует плод. Имеют цветок, который образован из видоизмененного побега. Они имеют двойное оплодотворение. Пыльца переносится ветром, насекомыми, птицами, водой и т.д. Жизненные формы представлены деревьями, травами, кустарниками. Отдел Покрытосеменные растения подразделяются на два класса: класс Однодольные и класс Двудольные.
Признаки растений класса однодольных и класса двудольных Признаки Класс двудольные растения Класс однодольные растения Количество семядолей в зародыше 2 семядоли 1 семядоля Тип корневой системы СтержневаяМочковатая Жилкование листа Сетчатое или перистое Параллельное или дуговое Цветок Четырехчленный цветок или пятичленный цветок с двойным околоцветником Трехчленный цветок, реже четырехчленный с простым околоцветником Расположение проводящих пучков В центре или имеют вид кольца Проводящие пучки разбросаны по всему стеблю Наличие камбия Имеют камбий Нет камбия Дифференциация коры и древесины Хорошо дифференцированы Не ясная дифференциация Примеры ГорохПшеница
1. Систематика – наука, изучающая: а) историческое развитие растений, б) клеточное строение живых организмов, в) общие признаки родственных групп растений. 2. К систематическим категориям относят: а) царство, б) сообщество, в) флору, г) фауну. 3. Основной единицей в систематике является: а) класс, б) семейство, в) вид. 4. Группа сходных по строению и жизнедеятельности особей, обитающих на определенной территории, скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, называется: а) отделом, б) видом, в) семейством.
5. Один род может содержать число видов, равное: а) одному или нескольким, б) нескольким десяткам, в) нескольким сотням. 6. Особи одного вида: а) имеют больше различий между собой, чем особи одного рода, б) обладают меньшей степенью родства, чем особи одного класса, в) обладают наибольшей степенью родства по сравнению с другими систематическими группами. 7. Современные высшие растения, не имеющие цветков и плодов, объединяются в отделы: а) красные водоросли и мохообразные, б) мохообразные и папоротникообразные, в) папоротникообразные и бурые водоросли. 8. систематическая категория, объединяющая близкие роды: а) вид, б) семейства, в) классы.
9. Главными признаками, по которым растение относят к тому или иному семейству – это …… 10. Одно семейство может включать ……………… родов. 11. Растение, имеющее две семядоли, сетчатое жилкование листьев, стержневую корневую систему, относят к классу …….. растений. 12. На какие два класса делится отдел покрытосеменных растений? 13. Назовите признаки растений класса двудольные. 14. Назовите признаки растений класса однодольные. 15. Горох относится к растениям класса двудольных растений. Назовите количество семядолей, тип корневой системы, тип жилкования листьев. 16. У пшеницы мочковатая корневая система, параллельное жилкование листьев. Сколько семядолей имеет зерновка пшеницы?