Дипломная работа на тему: «Развитие культуры письменной речи младших школьников на уроках русского языка» Выполнила : студентка 4 курса Полякова Т.В. Научный руководитель: к. п. н. профессор, Ситько Р.М. Ростов – на – Дону 2011
Объект исследования - процесс развития культуры письменной речи. Предмет исследования - приёмы, обеспечивающие развитие культуры письменной речи младших школьников в процессе обучения русскому языку. Цель исследования - обосновать и апробировать приёмы развития культуры письменной речи у учащихся начальной школы в процессе обучения русскому языку.
Гипотеза исследования: Можно предположить,что развитие культуры речи младших школьников будет более эффективным, если: - будет разработана система уроков по развитию речи; - будет организована целенаправленная систематическая работа с детьми по развитию речевой культуры на уроках русского языка и во внеклассной работе.
Задачи: 1. Изучить проблему развития культуры письменной речи в психолого-педагогической и методической литературе. 2. Провести диагностику развития культуры письменной речи младших школьников. 3. Разработать и апробировать методические приёмы развития культуры письменной речи на уроках русского языка в начальной школе и выявить их эффективность. 4. Выявить уровень сформированности культуры письменной речи младших школьников, подтверждающий результативность формирующего эксперимента.
Культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения. Содержание и объём понятий культуры речи Речь КоммуникацияЯзык Текст Качества речи
Показатели культуры речи Содержательность Логичность Выразительность Точность ЯсностьЧистота Правильность
Опытно – экспериментальная работа Цель констатирующего эксперимента – выявить исходный уровень развития письменной культуры речи младших школьников. Экспериментальная работа проводилась на базе 2 класса МОУ Щедровская ООШ по программе «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г.Чураковой. В эксперименте принимало участие 6 человек. Для проведения данного исследования мы частично использовали диагностику Ястребовой А.В., Лазаренко О.И.
Результаты исходного уровня развития культуры письменной речи младших школьников Уровень в баллах Количество учащихся класса % Высокий (18 – 20) 117% Средний (17 -13) 350% Низкий (12 и меньше) 233%
Цель формирующего эксперимента: наметить пути и условия, обеспечивающие развитие культуры письменной речи младших школьников. Виды сочинений Сочинение - описание Сочинение с элементами рассуждения Сочинение по картине или серии картинок Основная задача - проведение работы по обучению младших школьников написанию сочинений различных видов.
Виды работы по развитию речи учащихся, позволяющие повысить уровень речевой культуры младших школьников, если их проводить систематически: Составление связного рассказа по картинке. Работа с деформированными текстами. Составление рассказа из разрозненных предложений. Сочинения-миниатюры. Составление рассказа – загадки. Тексты – поздравления. Обогащение словаря учащихся. Внеклассная работа (составление загадок, телеграмм, коротких писем героям сказок)
Целью контрольного эксперимента было выявление уровня развития культуры письменной речи учащихся 2 класса на заключительном этапе экспериментальной работы. Результаты контрольного уровня развития письменной культуры речи младших школьников Уровни Количество учащихся % Высокий 233% Средний 467% Низкий 00%
Динамика развития культуры речи второклассников
Благодарю за внимание!