К созданию женских характеров Шолохов обращается уже в самом начале творческого пути. Но если в рассказах характеры женщин только намечаются, то в "Тихом Доне" Шолохов создает яркие художественные образы. Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб - Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняша, Анна Погудко и другие. Роман-эпопея "Тихий Дон" занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа.
Образы и судьбы Аксиньи Астаховой и Натальи Коршуновой – это противопоставление «любви-страсти» и «любви семейной» Образы и судьбы Аксиньи Астаховой и Натальи Коршуновой – это противопоставление «любви-страсти» и «любви семейной»
Наталья заранее была обречена на несчастливую семейную жизнь. На нелюбимой женился Григорий. В дом Мелеховых Наташа вошла сразу во многом потому, что покорила Ильиничну своим трудолюбием, «работящая Наталья вошла свекрам в душу». С годами Наталья меняется, но автор подчеркивает в ней черты, говорящие о её работоспособности и трудолюбии. Огромное терпение, стеснительность и целомудрие отличают Наталью. Она не целуется до свадьбы с мужем, потому что «совестно», а сама, озаренная счастьем, высчитывает дни, оставшиеся до свадьбы.
Наталья – однолюбка. Е ё любовь непонятна горячему п о н раву Григорию, о на холодна и медлительна, глубоко с крыты чувства Натальи. « Ты как э тот месяц,- говорит ей Г ригорий,- н е х олодишь и не г реешь ». С рождением детей Н аталья меняется, о на становится увереннее. « Расцвела и похорошела д яковина »,- замечает о н ей а втор. Л юбовь е ё с тала согревающей. Н аталья полна глубочайшего достоинства, хотя ей приходится нелегко. Г ероиня в едет сложный поединок с о своей судьбой. Оскорбительно д ля н её поведение мужа, тайком в встречающегося с Аксиньей, у унизительны насмешки хуторян. М учаясь о т роковой отрешенности Григория, Н аталья и дет вымаливать его у А ксиньи в Я годное. Е ё любовь жертвенная, о на любит д о самозабвения.
Наталья превосходит А ксинью талантом удивительной верности, нескончаемого терпения. Е ё огромная с страждущая душа – самая крепкая о града д ля в сего дома … Это чувствуют и ценят в се Мелеховы, а И льинична находит в невестке надежную с оюзницу в борьбе з а домашний о чаг. Н аталье безумно трудно, о на противостоит н е только А ксинье, против н её в отстает война, забирающая Г ригория. Н аталья немногословна, хотя е ё терзают о стрые внутренние боренья.
О глубине и силе её переживаний говорят не слова, а поступки. Не выдержав нелюбви Григория, она пытается покончить с собой и даже идет на страшный грех – избавляется от ребенка. Она не упрекает мужа, а лишь сурово молчит.
Великое чувство любви к Григорию пронесла Наталья через всю жизнь. Этим она вызвала зависть легкомысленной гулящей Дарьи. Умирая, Наталья «простила Григорию всё…и вспоминала о нём до последней минуты». Традиционное народное понимание предназначения любви – это, прежде всего, продолжение рода. А значит, по народным меркам, правильный выбор всегда остается за семьей, долгом, детьми. Любовь к мужу у Шолохова неразрывно связана с материнством, и не случайно говорится о Наталье: «Всю жизнь вбивала в детей».
Аксинья – полная противоположность Натальи. В Григории борются два чувства – страстная любовь к Аксинье и тоска по семейной жизни. Неслучаен такой выбор имен писателем : Аксинья означает « чужая », а Наталья – « родная ». Аксинья – полная противоположность Натальи. В Григории борются два чувства – страстная любовь к Аксинье и тоска по семейной жизни. Неслучаен такой выбор имен писателем : Аксинья означает « чужая », а Наталья – « родная ».
Аксинья – воплощение непосредственной жизни, бурного протеста. «Не таюсь, грех на мне. Бей, Степан!»- говорит она, глядя в глаза мужу, и снова, улучив момент, идет на встречу с Григорием.
Автор подчеркивает в Аксинье силу, цельность, горячность чувства, удивительное стремление к счастью. У нее пламенное сердце. Любовь Аксиньи – это глубокий, страстный порыв, утверждающий право на личную свободу человека.
Григория и Аксинью многое объединяет. Это мятежные, ищущие души. В них неискоренима тяга к чему-то запредельному, безумному, бушующему. Григорий любит Аксинью, но изломана судьба не только у Натальи, но и у Аксиньи тоже. Любовь солдатки, гуляющей в отсутствие мужа, «жалмерки», каковой стала во всеобщем представлении Аксинья после близости с Мелеховым, - обычное дело для казачьего хутора, и Григорий не воспринимает вначале всерьез предложение Аксиньи бежать с хутора. Обидными словами отвечает он на её упреки. Горько Аксинье от ощущения растоптанности чувства.
Постепенно Григорий понимает, что по - настоящему привязан к Астаховой, чувствует он « сосущую тоску ». Глядя на нелюбимую Наталью, он постоянно вспоминает Аксинью, сравнивает их, и это сравнение не в пользу жены.
Большое значение в развитии отношений Григория и Аксиньи имело рождение дочери. Даже неугомонный Пантелей Прокофьич перестал настаивать на возвращении сына домой. Меняется портрет Аксиньи, она предстаёт уже не порочной « жалмеркой », а женщиной - матерью.
Тоска по умершему ребенку, по ласке, теплу не позволила Аксинье противостоять напористым ухаживаниям Листницкого, не смогла она, в отличие от Натальи, хранить верность любимому. Виной этому её горячий нрав, страстная натура, неумение сопротивляться наплыву чувств, сдерживать их, прятать глубоко в себе. Она тяжело переживает уход Григория к Наталье.
В финале книги любовь Аксиньи и Григория приобретает трагически возвышенный, совершенно иной характер. Горяча и страстна любовь Аксиньи, она готова идти за возлюбленным хоть на край света, не боясь никаких трудностей. Аксинья проникается к Григорию почти материнской нежностью. Она окружает лаской и заботой Полюшку и Мишатку. Любовь к Григорию помогает ей сблизиться с Ильиничной. Это уже совсем другая Аксинья.
Григорий забирает Аксинью, чтобы бежать с ней на Кубань. Нет над ними больше никакой власти; духовная, крепкая, ничем не объяснимая связь осталась их единственным богатством. Теперь им представилась возможность жить чистой, открытой, свободной жизнью. «А я всё боюсь – не во сне ли это?» - говорит Аксинья, боясь поверить своему счастью.
Несмотря на разницу, Аксинья и Наталья обе одинаково дороги и близки читателю. Они очень женственны и прекрасны, каждая по-своему.