Девиз : «Открывать знания вместе с детьми».
Мельникова Елена Леонидовна Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО (г. Москва)
ТПДО для всех и каждого - технология «открытия» знаний учениками для учителя - ключ к успеху и творчеству для ученика - интересный и понятный урок для образования - реализация развивающего обучения для методиста - универсальная педагогическая технология
Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации С «удивлением» (ситуация успеха) между 2 положениями между житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом Предъявить противоречивые факты, теории, столкнуть разные мнения учеников Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» С «затруднением» ( интеллектуальный разрыв) между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя Предъявить научный факт. Дать практическое задание не выполнимое вообще, не сходное с предыдущим Сокращенный способ Формулирование учебной задачи вместе с учителем диалог или сообщение темы С мотивирующим приемом «Яркое пятно» или «Актуальность».
Виды диалога Побуждающий Подводящий диалог диалог
Побуждающий диалог Структура Вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика Признаки Скачок к неизвестному, догадка – переживание учеником броска, риска. Возможны неожиданные ответы учеников. Может быть прекращен с появлением нужной мысли ученика
Подводящий диалог Структура Система посильных ученику вопросов и заданий, поводящих его к открытию мысли Признаки Пошаговый ход, жесткое ведение мысли ученика, последний вопрос на обобщение. Переживание учеником открытия в итоге. Почти невозможны неожиданные ответы учеников. Не может быть прекращен, идет до конца.
Формы подводящего диалога Анализирующее коллективное наблюдение. (групповая и парная работа) Фронтальная дискуссия
Процесс «производства» новых знаний включает четыре звена: Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т.е. столкновение с противоречием); Поиск решения (учащиеся выдвигают гипотезы, но только одна превращается в решение); Выражение решения (фиксация с помощью схемы, формулы, таблицы, опоры и т.д.) Реализация продукта (формулировка, опорный сигнал, создание художественного образа)
Технология проблемно- диалогического обучения является: результативной; здоровьесберегающей; общепедагогической.
Популярные статьи Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или Как открывать знания вместе с детьми.// Начальная школа: плюс-минус ,6,7,8 Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра.// Начальная школа плюс до и после С Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог.// Начальная школа плюс до и после С.3-8. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя.// Инновационные проекты и программы в образовании С.48-49
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., с. …....В данном пособии в популярной форме рассматриваются вопросы технологии и подготовки проблемного урока – урока «открытия» знаний. Книга адресована школьному учителю.
ГРАМОТНЫЙ ДИЛОГ – КЛЮЧ к УСПЕХУ В ЖИЗНИ!