Презентация к уроку (литература, 8 класс) на тему: Обучающее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рассказ Л.Н.Толстого «После бала». Какие события описаны в рассказе? бал у губернаторского предводителя Сцена наказания.
Advertisements

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа.
МНОГО ЛЕТ ЗВУЧАЛ СУРОВЫЙ И ПРАВДИВЫЙ ГОЛОС, ОБЛИЧАВШИЙ ВСЕХ И ВСЁ; ОН РАССКАЗАЛ НАМ О РУССКОЙ ЖИЗНИ ПОЧТИ СТОЛЬКО ЖЕ, КАК ВСЯ ОСТАЛЬНАЯ НАША ЛИТЕРАТУРА.
Цель урока: формирование целостного видения мира искусства, закономерностей его создания через метапредметный подход и междисциплинарные связи, развитие.
Цель урока: через метапредметный подход и междисциплинарные связи формировать целостное видение мира искусства, закономерностей его создания, формировать.
Всегда Есть тот, Кто забивает гвозди. Всегда Есть тот, В кого забивают гвозди. И у тебя есть выбор. А.Шмидт А.Шмидт.
Выявить художественные особенности рассказа «После бала», авторский замысел; Развивать навыки анализа текста; Определить социально-нравственные проблемы.
«ПОСЛЕ БАЛА» Лев Николаевич Толстой. Лев Николаевич Толстой ( ) – один из наиболее известных русских писателей и один из величайших писателей.
Урок литературы 8 класс. Тема: Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею произведения. Обличительная сила рассказа. (По рассказу Л.Н.Толстого «После.
Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа.
Л. Н.Толстой «После бала» Автор : ученик 8 а класса Ловцов Никита.
1 Бал, зала, буфет у предводителя описание улицы 2 музыкантысолдаты 3 Варенькамузыка 4 полковник 5 Иван Васильевич.
Лев Николаевич Толстой Рассказ «После бала»
Л.Н.Толстой «После бала» Полковник на балу и после бала. Выполнил :ученик 8 класса Сартаков Дмитрий.
Презентацию подготовила Учитель СОШ 3 Г. Осинники Вессели Ирина Сергеевна.
Лев Николаевич Толстой История создания рассказа «После бала»
1 Цель : - помочь выявить особенности рассказа и писательский замысел - развивать навык анализа текста 2.
Л.Н.Толстой Рассказ «После бала» Работа слушателя курсов РЯ-11 Симаковой О.В.
Л.Н.Толстой Рассказ «После бала» Личность и общество.
Работа выполнена в рамках проекта: «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Транксрипт:

Обучающее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» Урок литературы в 8 классе. Презентация Т.И.Карпушовой, учителя русского языка и литературы МБОУ Дивеевской СОШ.

МНОГО ЛЕТ ЗВУЧАЛ СУРОВЫЙ И ПРАВДИВЫЙ ГОЛОС, ОБЛИЧАВШИЙ ВСЕХ И ВСЁ; ОН РАССКАЗАЛ НАМ О РУССКОЙ ЖИЗНИ ПОЧТИ СТОЛЬКО ЖЕ, КАК ВСЯ ОСТАЛЬНАЯ НАША ЛИТЕРАТУРА.

Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя. Как правило, в рассказе одна сюжетная линия.

Рассказ «После бала» написан в 1903 году В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».

В рассказе «После бала» слышна перекличка двух эпох той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX, время Николая I), и той, которая присутствует незримо (это 90-е годы). Поэтому писатель в этом рассказе восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы.

«Солдат- бранное слово в устах нашего народа, солдат- существо, движимое одними телесными страданиями. Солдат – существо грубое, грубеющее ещё более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека. Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присущее человеку, - быть не битым по произволу каждого. Вот кто защитник нашего Отечества.» ( 1895 г.) Из публицистических сочинений Л.Толстого.

- Какие события описаны в рассказе? бал у губернаторского предводителя Сцена наказания

В рассказе выделяются следующие основные части: вступление на балу после бала заключение Рассказ заключён в "рамку". Этот композиционный приём называется «рассказ в рассказе».

Наблюдение над языковыми средствами Сцена бала бал бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный… звуки Кадриль, вальс, полька… радостная музыка хозяева бала добродушный старичок, богач-хлебосол, жена его добродушная Варенька в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза полковник Красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами Иван Васильевич Доволен, счастлив, блажен, добр,

Экзекуция : улица Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка звуки Неприятная, визгливая мелодия солдаты Много чёрных людей, в чёрных мундирах, наказываемый Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное полковник Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой Иван Васильевич Было стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

в системе образов в композиции рассказа в языковых средствах в описаниях контраст

Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.

«Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах людей, часто молодых, которые, я сам слышал, с видом глубокомысленной мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше. Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют… Стыдно!» Л.Толстой.1895 г

Какие социально-нравственные проблемы хотел донести Л.Н. Толстой до своего читателя?

Проблемы, поднятые автором в рассказе: Проблема жестокости обращения с солдатами Проблема социальной несправедливости ( Почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование? ) Проблемы чести, долга, совести

Утро, изменившее жизнь. Тезисный план сочинения: 1. Жизненные источники рассказа «После бала». 2. Герой рассказа. 3. Композиция и ее роль. 4. Утро как крушение любви и самой жизни (цвета и звуки; чувства героя) 5. Последствия страшного утра. 6.«Все дело в случае» ? Размышления по поводу истинных причин, изменивших жизнь человека.

Полковник на балу и после бала. Тезисный план сочинения: I.Представление героя. II.Внешность полковника. III.Полковник на балу. IV.Восторженно-нежное чувство героя к полковнику V.Полковник после бала. VI.Чувства героев. VII.Последствия увиденного. VIII.Рассуждение: был ли полковник двуличным человеком, лицемером?

Что такое честь, долг, совесть в моем понимании. Тезисный план: 1. Определение понятий (с использованием толкового словаря). 2. Связь этих понятий: одно подразумевает остальные. 3. Примеры из литературы: например, Петр Гринев и Маша Миронова из «Капитанской дочки»; понятия чести, долга совести, не позволившие герою «После бала» служить. 4. Примеры из собственного жизненного опыта. Рассуждение: не устарели ли эти понятия?