Урок географии в 8 классе Учитель: Швецова В. А.
Почему в пределах одного государства - России, произрастают разные растения? Почему в пределах одного государства - России, произрастают разные растения?
ЦЕЛЬ: познакомиться с разнообразием растительного мира России. ЗАДАЧИ: 1. Выяснить причины разнообразия растительного мира 1. Выяснить причины разнообразия растительного мира России. России. 2. Определить морфологические и физиологические 2. Определить морфологические и физиологические признаки приспособленности растений к среде своего признаки приспособленности растений к среде своего обитания. обитания. 3. Определить значение растительности в природе и для 3. Определить значение растительности в природе и для человека. человека.
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ «ЛИЦО ЛАНДШАФТА» ПОЧВООБРАЗОВАНИЕ ПИЩА ЖИВОТНЫМ И ЧЕЛОВЕКУ ПОДДЕРЖКА УРОВНЯ ГРУНТОВЫХ ВОД СЫРЬЁ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ГАЗОВОГО СОСТАВА АТМОСФЕРЫ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ - ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДЫ
ТИПЫ РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ ТИПЫ РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ Карта 1. Типичные представители растительного мира России
Тундра – регион без деревьев, во власти буйных ветров
Дриада Морошка Камнеломка Голубика Ягель РАСТЕНИЯ ТУНДРЫ
ТИПЫ РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ РАСТИТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПИЧНЫЕ РАСТЕНИЯ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ 1. Тундра 2. Лес 3. Степь 4. Пустыня
Широколиственный лес Лиственничный лес Смешанный лес
РАСТЕНИЯ ЛЕСОВ Листья дуба Плаун булавовидный Медуница Ветреница лютиковая Кислица
Цветущая степь по берегам Маныча Ставропольская степь
Тюльпан Биберштейна Тюльпан Шренка Байкараган Волжский РАСТЕНИЯ СТЕПИ Типчак Ковыль волосатик
В пустыне есть жизнь. Особая, удивительная. Жизнь на песке…
Заразиха Саксаул Полынь серозёмная РАСТЕНИЯ ПУСТЫНИ Веточка джузгуна с плодом Солерос Осока вздутая
ТИПЫ РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ РАСТИТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПИЧНЫЕ РАСТЕНИЯ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ 1. Тундра Мало тепла, короткий прохладный вегетационный период, вечная мерзлота, ветры. Мхи, лишайники, морошка, карликовая берёза, ива. Корни в поверхностном слое почвы, стелющиеся, подушкообразные формы, мелкие листья, низкорослость, многолетники. 2. ЛесТёплое лето, зима от снежной умеренно – холодной до суровой, избыточное увлажнение, вечная мерзлота. Хвойные широколиствен- - ные и мелколиственные породы деревьев. Деревья сбрасывают листву, лиственница сбрасывает хвою на зиму, корни её в поверхностном слое почвы. 3. Степь Холодная зима, теплое лето, увлажнение недостаточное. Ковыль, типчак, тимьян, полынь, тюльпаны. Узкие, опушённые листья, мощная корневая система. 4. Пустыня Жаркое лето, умеренно холодная зима, скудное увлажнение. Саксаул, полынь, заразиха, осока, джузгун. Длинные или разветвлённые корни, видоизмененные листья.
Азональный тип растительности – это тип растительности, не образующий сплошной покров в пределах равнинной части природной зоны (например: растения лугов, болот, древесные формы растений в поймах рек безлесных природных зон). ТИПЫ РАСТИТЕЛЬНОСТИ Зональный тип растительности – это тип растительности образующий сплошной покров в пределах равнинной части природной зоны (например: лесной, степной тип растительности).
Почему в пределах одного государства - России, произрастают разные растения? Почему в пределах одного государства - России, произрастают разные растения?
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗНООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА РОССИИ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗНООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА РОССИИ географическое положение; климатические условия территории (тепло и влага); рельеф и состав поверхностных отложений; глубина залегания грунтовых вод; особенности почв; деятельность человека.
Закрепление изученного материала Подушкообразная форма, искривлённый ствол деревьев, мелкие листья. Для какой природной зоны характерны перечисленные приспособления растений? Найди лишнее растение и подчеркни его. Сосна, дуб, берёза, саксаул Найди пару (пару соедините стрелкой). Тундра Ель Степь Ягель Лес Ковыль Закончи предложение. Решающим фактором, который влияет на формирование и распределение зональных типов растительности является - ___________________ Вставьте пропуски. Отсутствие деревьев в степи объясняется недостаточным _______________, а в тундре недостатком __________________.
Домашнее задание. 1. Параграф 18, с. 100 – 104; 2. Устный ответ на следующий вопрос: Обратите внимание на рисунок. «Заходя в лес, мы можем увидеть под деревьями грибы: под берёзами – подберёзовики, под осинами – подосиновики. Это особый тип взаимоотношения организмов – симбиоз. Но есть в природе грибы чуть ниже деревьев. Объясните, где можно наблюдать такое явление, и в чём его причина?»