Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Употребление имён существительных в речи

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мастер – класс «Пишем не рукой, а сердцем» Технология написания сочинения. Мастер – класс «Пишем не рукой, а сердцем» Технология написания сочинения.
Advertisements

Роль имени прилагательного в речи. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Учитель: Петрова Н.В. Учитель: Петрова Н.В.
Тайны метафоры урок литературы, 5 класс. Тропы : Какие тропы вы знаете ?
Учитель русского языка и литературы Сальникова Н.А. Часть I.
Урок литературы в 5 классе Интерпретация стихотворения С.А. Есенина «Поет зима - аукает» Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя.
ТРОПЫ Эпитет Метафора Гипербола Олицетво-рение Перифраз Сравнение В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. Эпитет – это особое, образное определение,
Образ русской зимы в творчестве русских поэтов. снег мороз иней зима игры сугробы ёлка.
МЕТАФОРА учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 44 г. Саратова Кузьмина Наталья Николаевна.
Эпитет. Cравнение. Метафора. Олицетворение.. Эпитет - Эпитет - художественное образное определение, выраженное чаще всего прилагательным: художественное.
Переносное значение слова: это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то.
В.Поленов Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный. И лучезарны вечера… Ф.И.Тютчев.
Найди лишнее: Декабрь, январь, зима, февраль. Декабрь, январь, зима, февраль. Искристый, снежный, серебристый, Искристый, снежный, серебристый, лазурный.
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Урок русского языка в 5 классе по теме: "Художественный стиль текста"
Занятие 21 Выразительные средства современной русской речи. Тропы Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,
5 класс Урок литературы « Певец русской природы» Учитель: Краснова Л. А. МОУ « Упшинская основная общеобразовательная школа»
Конкурс « Радуга презентаций» Урок русского языка в 3 классе «Роль имён прилагательных в речи» Подготовила: Ланбина Ирина Анатольевна, учитель начальных.
Ф.И.Тютчев. Чародейкою Зимою Околдован лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, - Не мертвец.
Николай Николаевич Каразин - иллюстратор, живописец, литератор и журналист.
Тема: «Скоро кончится зима, а весна начнется». Цели : 1) научить составлять текст - описание с использованием различных средств художественной выразительности.
Задание 2. Иллюстрируем стихи (загадки) о зиме. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит,
Транксрипт:

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 р.п. Мокроус Кузнецова Гоар Геворговна

Употребыление имён существительных в речи.

Цели урока Дать понятие о роли имён существительных в достижении точности, информативности, выразительности речи. Учить набылюдать за использованием имён существительных в создании метафор, сравнений в художественных текстах.

Сравните предложения Снег ложится на землю. Валит снег и стелет шаль. (С.Есенин.)

Тропы (слова в переносном значении) метафора эпитет олицетворение

Метафора Греч. МЕТА – пере- + ФОРО – несу. Метафора - перенесение названия одного предмета на другой на основании их сходства.

Как рождается метафора сон Сон состояние зимнего леса Цепь как лёгкий снег И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой

Сходство цвета формы характера действия звучания других признаков

Деревья в зимнем серебре… (А.С.Пушкин.) Метафора основана на сходстве ЦВЕТА предметов.

Морозное дыхание метели Ещё свежо, но улеглась метель. (И.А.Бунин.) Метафора основана на сходстве ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВИЯ предметов.

Первый снег опушил у деревьев ресницы. (Н.Рыленков.) Метафора основана на сходстве ФОРМЫ предметов.

А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней. (С.А.Есенин.) Метафора основана на сходстве ЗВУЧАНИЯ предметов.

Спишите русские народные поговорки. Подчеркните грамматическую основу предложений и объясните постановку знаков препинания 1) Январь – весне дедушка. 2) Июль – матушка лета. 3) Декабрь – шапка зимы 4) Ноябрь сумерки года 5) Ноябрь – ворота зимы 6) Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка.

Объясните, как вы понимаете эти поговорки. Все ли имена существительные в этих предложениях употребылены в прямом значении? Найдите имена существительные, которые употребыляются только в единственном или только во множественном числе.

Комплексный анализ текста. 1) Озаглавить текст. 2) Найти метафору Ра_свело. Чистая вода на солнечном св_ту была покрыта ковром в_воводяных лилий. Ж_литые лилии ра_крыты с самого во_хода солнца белые лилии ра_сскрываются часов в десять. Когда все белые ра_пуснят(?)ся на р_ке начинается бал. (М. Пришвин) Ра_свело. Чистая вода на солнечном св_ту была покрыта ковром в_воводяных лилий. Ж_литые лилии ра_крыты с самого во_хода солнца белые лилии ра_сскрываются часов в десять. Когда все белые ра_пуснят(?)ся на р_ке начинается бал. (М. Пришвин)

Роль метафоры в художественном тексте Метафора в краткой форме создаёт ёмкий образ, открывает новый смысл слова. Метафора придаёт тексту образность, экспрессивность. Метафора помогает прибылизиться к разгадке идейного содержания художественного произведения.

Как рождаются сравнения 1. А она за мною мчится и кусает, как волчица (К.И. Чуковский) Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, точно, как будто.

Как рождаются сравнения 2. Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом. (К.И. Чуковски) Сравнение, выраженное существительным в творительном падеже

Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните сравнительные обороты. 1)Зв..злой был..снят её глаза; её уста, как роза, рдеют (А. Пушкин) 2)Осып..леся берёзы лист и, как ковёр, устлал дорогу (А. Майков) 3)Тёмный ельник сн..гами, как мехом, опушил с..дые морозы (И. Бунин) 4)Ветер всхлипывал, словно д..тя, з углом пот..мнившего дома. (Н. Рубцов)

Конструирование предложений. Составьте предложения с данными оборотами: как колокольчик; как будто весенняя трава; словно драгоценный камень; как цветущий ябылоневый сад; будто сонная река.

Роль сравнений в художественном произведении. В художественном произведении сравнение помогает нарисовать явление, увидеть его по – новому и передать чувство и мысль.