Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 р.п. Мокроус Кузнецова Гоар Геворговна
Употребыление имён существительных в речи.
Цели урока Дать понятие о роли имён существительных в достижении точности, информативности, выразительности речи. Учить набылюдать за использованием имён существительных в создании метафор, сравнений в художественных текстах.
Сравните предложения Снег ложится на землю. Валит снег и стелет шаль. (С.Есенин.)
Тропы (слова в переносном значении) метафора эпитет олицетворение
Метафора Греч. МЕТА – пере- + ФОРО – несу. Метафора - перенесение названия одного предмета на другой на основании их сходства.
Как рождается метафора сон Сон состояние зимнего леса Цепь как лёгкий снег И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой
Сходство цвета формы характера действия звучания других признаков
Деревья в зимнем серебре… (А.С.Пушкин.) Метафора основана на сходстве ЦВЕТА предметов.
Морозное дыхание метели Ещё свежо, но улеглась метель. (И.А.Бунин.) Метафора основана на сходстве ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВИЯ предметов.
Первый снег опушил у деревьев ресницы. (Н.Рыленков.) Метафора основана на сходстве ФОРМЫ предметов.
А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней. (С.А.Есенин.) Метафора основана на сходстве ЗВУЧАНИЯ предметов.
Спишите русские народные поговорки. Подчеркните грамматическую основу предложений и объясните постановку знаков препинания 1) Январь – весне дедушка. 2) Июль – матушка лета. 3) Декабрь – шапка зимы 4) Ноябрь сумерки года 5) Ноябрь – ворота зимы 6) Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка.
Объясните, как вы понимаете эти поговорки. Все ли имена существительные в этих предложениях употребылены в прямом значении? Найдите имена существительные, которые употребыляются только в единственном или только во множественном числе.
Комплексный анализ текста. 1) Озаглавить текст. 2) Найти метафору Ра_свело. Чистая вода на солнечном св_ту была покрыта ковром в_воводяных лилий. Ж_литые лилии ра_крыты с самого во_хода солнца белые лилии ра_сскрываются часов в десять. Когда все белые ра_пуснят(?)ся на р_ке начинается бал. (М. Пришвин) Ра_свело. Чистая вода на солнечном св_ту была покрыта ковром в_воводяных лилий. Ж_литые лилии ра_крыты с самого во_хода солнца белые лилии ра_сскрываются часов в десять. Когда все белые ра_пуснят(?)ся на р_ке начинается бал. (М. Пришвин)
Роль метафоры в художественном тексте Метафора в краткой форме создаёт ёмкий образ, открывает новый смысл слова. Метафора придаёт тексту образность, экспрессивность. Метафора помогает прибылизиться к разгадке идейного содержания художественного произведения.
Как рождаются сравнения 1. А она за мною мчится и кусает, как волчица (К.И. Чуковский) Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, точно, как будто.
Как рождаются сравнения 2. Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом. (К.И. Чуковски) Сравнение, выраженное существительным в творительном падеже
Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните сравнительные обороты. 1)Зв..злой был..снят её глаза; её уста, как роза, рдеют (А. Пушкин) 2)Осып..леся берёзы лист и, как ковёр, устлал дорогу (А. Майков) 3)Тёмный ельник сн..гами, как мехом, опушил с..дые морозы (И. Бунин) 4)Ветер всхлипывал, словно д..тя, з углом пот..мнившего дома. (Н. Рубцов)
Конструирование предложений. Составьте предложения с данными оборотами: как колокольчик; как будто весенняя трава; словно драгоценный камень; как цветущий ябылоневый сад; будто сонная река.
Роль сравнений в художественном произведении. В художественном произведении сравнение помогает нарисовать явление, увидеть его по – новому и передать чувство и мысль.