Изменения внешней среды деятельности организаций Финансовый кризис привел к снижению доходов бюджета Возрастает значимость эффективности налогового контроля: Выявление проблем налогоплательщика, Выявление проблем налогоплательщика, Отказ от тотального контроля Отказ от тотального контроля Налоговые проверки = налоговое расследование Налоговые проверки = налоговое расследование Мониторинг налоговых «схем» Мониторинг налоговых «схем» Проверка поставщиков налогоплательщика, Проверка поставщиков налогоплательщика, Проверка деловой цели налогоплательщика Проверка деловой цели налогоплательщика Особое внимание к сделкам в офшорах (Минфин утвердил «черный список», Особое внимание к сделкам в офшорах (Минфин утвердил «черный список», Улучшается обмен информацией между налоговыми службами разных стран, Улучшается обмен информацией между налоговыми службами разных стран, Евросоюз и США усиливают внимание к «налоговым схемам) Евросоюз и США усиливают внимание к «налоговым схемам) расширяются полномочия Росфинмониторинга, ФСФР, ФАС. расширяются полномочия Росфинмониторинга, ФСФР, ФАС. Общий вывод: Общий вывод: Меняется практика применения законодательства. Снижение налогов сопровождается усилением контроля. Меняется подход к контролю.
Изменение правил игры то, что раньше допускалось, сейчас рассматривается как правонарушения: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» Отсутствие разумной деловой цели в действиях налогоплательщика (совершенной им сделки) определено в качестве критерия для признания полученной налоговой выгоды. Отсутствие разумной деловой цели в действиях налогоплательщика (совершенной им сделки) определено в качестве критерия для признания полученной налоговой выгоды. Основные направления налоговой политики РФ на г Основные направления налоговой политики РФ на г Основная идея этого документа - совершенствование системы налогового администрирования, повышение эффективности налогового контроля. Основная идея этого документа - совершенствование системы налогового администрирования, повышение эффективности налогового контроля. Концепция планирования выездных налоговых проверок. Концепция планирования выездных налоговых проверок. (Концепция утверждена Приказом ФНС России от ММ-3-06\333;Приказ ФНС России от ММ-3- «О внесении изменений в Приказ от ) (Концепция утверждена Приказом ФНС России от ММ-3-06\333;Приказ ФНС России от ММ-3- «О внесении изменений в Приказ от )
Цель Концепции Создание единой системы планирования выездных налоговых проверок. Создание единой системы планирования выездных налоговых проверок. Повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков. Повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков. Обеспечение роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства; Обеспечение роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства; Сокращение количества налогоплательщиков, функционирующих в «теневом» секторе экономики; Сокращение количества налогоплательщиков, функционирующих в «теневом» секторе экономики; Информирование налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок. Информирование налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.
Выездные налоговые проверки Планирование выездных налоговых проверок – это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. Основной алгоритм такого отбора строится на качественном и всестороннем анализе информации о налогоплательщике. Основной алгоритм такого отбора строится на качественном и всестороннем анализе информации о налогоплательщике. Решаемые задачи: Выявление и пресечение нарушений законодательства по налогам и сборам; Выявление и пресечение нарушений законодательства по налогам и сборам; Предупреждение налоговых правонарушений. Предупреждение налоговых правонарушений.
Информация, используемая для планирования выездных налоговых проверок Внутренняя – информация о налогоплательщике, полученная налоговым органом самостоятельно в процессе выполнения функций, возложенных на налоговую службу. Внутренняя – информация о налогоплательщике, полученная налоговым органом самостоятельно в процессе выполнения функций, возложенных на налоговую службу. Внешняя – информация о налогоплательщиках, полученная налоговым органом в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашения по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная. Внешняя – информация о налогоплательщиках, полученная налоговым органом в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашения по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.
Требования к планированию выездных налоговых проверок Безусловное обеспечение законных интересов государства и прав налогоплательщиков; Безусловное обеспечение законных интересов государства и прав налогоплательщиков; Повышение защищенности налогоплательщиков от неправомерных требований налоговых органов Повышение защищенности налогоплательщиков от неправомерных требований налоговых органов Создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов. Создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.
Основные принципы планирования выездных налоговых проверок (двухсторонняя ответственность) 1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков. 2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений. 3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах. 4.Обоснованность выбора объектов проверки.
Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщика 1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). 2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. 3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. 4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). 5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. 6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. 7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. 8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами- перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). 9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. 10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами). 11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. 12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Документальное подтверждение связи затрат с деятельностью, направленной на получение дохода, Документальное подтверждение связи затрат с деятельностью, направленной на получение дохода, Раскрытие и подтверждение деловой цели сделок, реорганизационных процедур и операций Раскрытие и подтверждение деловой цели сделок, реорганизационных процедур и операций Внедрение системы отбора и проверки контрагентов Внедрение системы отбора и проверки контрагентов Управление движением денежных потоков с целью не допущения недоплат Управление движением денежных потоков с целью не допущения недоплат
Документы, подтверждающие деловую цель и связь затрат с доходами Миссия компании Миссия компании Стратегия компании Стратегия компании Политики, Политики, Корпоративные стандарты Корпоративные стандарты Локальные нормативные акты – регламенты, инструкции и т.п. Локальные нормативные акты – регламенты, инструкции и т.п. Бизнес-планы Бизнес-планы Заключения внешних консультантов Заключения внешних консультантов Приказы и распоряжения, Приказы и распоряжения, Служебная переписка Служебная переписка
Документы, регламентирующие процесс создания системы корпоративной и налоговой безопасности Политика безопасности компании, Политика безопасности компании, Положение о договорной работе Положение о договорной работе Положение о порядке отбора контрагентов Положение о порядке отбора контрагентов «Досье» на каждого контрагента «Досье» на каждого контрагента Инструкция службе закупок о действиях при работе с контрагентами Инструкция службе закупок о действиях при работе с контрагентами Памятка «будущим деловым партнерам»образец соглашения о конфиденциальности Памятка «будущим деловым партнерам»образец соглашения о конфиденциальности