«Вхожу я в тёмные храмы» «Я, отрок, зажигаю свечи» «Мне страшно с Тобой встречаться» «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо» «Незнакомка», «В ресторане»
СИМВОЛИЗМ - это литературно-художественное направление конца 19 – начала 20 веков. Символизм стремился через символы в ощутимой форме воплотить идею единства мира, выраженную в соответствии его самых различных частей, позволяющую краски, звуки, запахи представить одно через другое (Д.Мережковский, А.Белый, А.Блок, З.Гиппиус, К.Бальмонт, В.Брюсов).
История создания цикла «Стихи о Прекрасной Даме» (129 стихотворений) - поэтический дневник Блока. Из стихотворений, написанных в 1901 году и в 1902 году, он отобрал около половины, распределил в строго хронологическом порядке и разделил на шесть отделов ( | С.- Петербург. Весна 1901 года;|| Шахмотово. Лето и осень 1901 года ;||| C. Петербург. Осень и зима 1901 года и т. д. ). Поэт признавался, что « технически книга очень слаба », и называл её « бедное дитя моей юности ». Но он любил свои несовершенные стихи и в последние годы к ним возвращался : переделывал, исправлял, печатал в журналах, составлял новые сборники, из которых один « За гранью прошлых дней » вышел в свет за год до его смерти ( 1920 году). По свидетельству Вл. Пяста, умирающий Блок сказал матери : « Знаешь что? Я написал один первый том. Остальные всё – пустяки ».
Этот цикл вдохновлён Любовью Дмитриевной Менделеевой ( ), дочерью знаменитого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева. Стихи годов, составившие ядро первой книги лирики Блока, написаны в пору самой горячей и нежной влюблённости поэта ( «…когда я носил в себе великое пламя любви », - написал Блок в дневнике 1919 года ). Эта книга – истинное начало, исток всего творчества Блока. На таком понимании значения своей первой книги настаивал Блок всегда, до конца жизни.
« Стихи о Прекрасной Даме » - ранняя утренняя заря, - писал Блок в марте 1908 года, - те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь. Одиночество, мгла, тишина - закрытая книга бытия, которая пленяет недоступностью…Там всё будущие- за семью печатями. В утренней мгле сквозит уже чародейный, Единый Лик, который посещал в видениях над полями и городами, который посетил меня на исходе жизни…».
В 1911 году, готовя к изданию первую книгу «Собрания стихотворений», Блок объяснил, комментируя «Стихи о Прекрасной Даме»: «Эта книга, в противоположности двум следующим, написана в одиночестве; здесь деревенское преобладает над городским; всё внимание направлено на знаки, которые природа щедро давала слушавшим её с верой; такая «однострунность» души позволила мне расположить все стихотворения первой книги в строго хронологическом порядке; здесь главы определяются годами, в следующим книгах – понятиями; но эти числа и снова для меня одинаково живые и законченные абзацы. Четвёртая глава (1901 год) (в издании, о котором идёт речь, все стихи чётко делились по годам :1898,1899 и т. д. - В.Ф.) имеет первенствующее значения как для первой книги, так и для всей трилогии…она же есть тот «магический кристалл», сквозь который я различил впервые, хотя и «неясно» всю «даль свободную романа…».
Впервые цикл стихов о Прекрасной Даме был опубликован в «Северных цветах» за 1903 год, то есть в год женитьбы Блока на Л.Д. Менделеевой. Обращаясь к редактору журнала В. Брюсову, Блок замечал: «Посылаю Вам стихи о Прекрасной Даме. Заглавие ко всему отделу моих стихов в «Северных цветах» я бы хотел поместить такое: «О вечно- женственном». В сущности это и есть тема всех стихов…».
В конце декабря 1904 года Блок пишет огорчённое письмо отцу, который резко отозвался об этой первой книге поэта: «Мне странно, что Вы находите мои стихи непонятными и даже обвиняете меня в рекламе и эротизме…В непонятности меня, конечно, обвиняют почти все но на днях мне было очень отрадно слышать, что вся почти книга понятна, до тонкости часто, а иногда и до слёз, - совсем простыми, «неинтеллигентными » людьми. Не выхваляя ни своих форм и ничего вообще от меня исходящего, я могу с уверенностью сказать, что плохо ли, хорошо ли,- написал стихи о вечном и вполне несомненном, что рано или поздно должно быть воспринято всеми (не стихи, а эта вечная сущность)».
В принципиальном, длившемся не один год споре с Андреем Белым, отстаивая свою художественную индивидуальность и цельность всего творчества, Блок писал своему бывшему другу в августе 1907 года: «Считаю, что стою на твёрдом пути и что всё, написанное мною, служит органическим продолжением первого - «Стихов о Прекрасной Даме». И вновь ему же, в октябре 1910 года: «Ведь вся история моего внутреннего развития «напророчена» в «Стихах о Прекрасной Даме».
В своих «Записных книжках», в записи от 26 марта 1910 года Блок особенно подчеркивает важность этого цикла и со стороны идейно - этической: «Стихи о Прекрасной Даме» - уже этика, уже общественность» (Александр Блок). Записные книжки. М В записи от 28 июня 1916 года появляются такие строки: «Лучшими остаются «Стихи о Прекрасной Даме». Время не должно тронуть их, как бы я ни был слаб, как художник». Время и не «тронуло их» - в истории мировой поэзии цикл стихов Блока «О Прекрасной Даме» находится в ряду бессмертных лирических созданий Петрарки, Данте, Шекспира.
И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнёшь, тоскуя и любя. Вл. Соловьёв Вл. Соловьёв Предчувствую Тебя. Года проходят мимо – Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. О, как паду - и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты! Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты. 4 июня 1901, с. Шахматово
слыша голос жениха. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. От Иоанна,III, 29 Я, отрок, зажигаю свечи, Огонь кадильный берегу. Она без мысли и без речи На том смеётся берегу. Люблю вечернее моленье У белой церкви над рекой, Перед закатное селенье И сумрак мутно - голубой. Покорный ласковому взгляду, Любуюсь тайной красоты, И за церковную ограду Бросаю белые цветы. Падёт туманная завеса. Жених сойдёт из алтаря. И от вершин зубчатых леса Забрежжит брачная заря. 7 июля 1902
Вхожу я в тёмные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцании красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озарённый, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты. 25 октября 1902
Мне страшно с Тобой встречаться. Страшнее Тебя не встречать. Я стал всему удивляться, На всём уловил печать. По улице ходят тени, Не пойму - живут, или спят... Прильнув к церковной ступени, Боюсь оглянуться назад. Кладут мне на плечи руки, Но я не помню имён. В ушах раздаются звуки Недавних больших похорон. А хмурое небо низко – Покрыло и самый храм. Я знаю - Ты здесь. Ты близко. Тебя здесь нет. Ты - там. 5 ноября 1902
II книга «Стихов о Прекрасной Даме» «Незнакомка» Поэтический дебют А. Блока пришелся на годы первой русской революции (1905 – 1907 г.г.). Пришла она – революция – одна из ипостасей Прекрасной Дамы, сменив привычные черты, и смутив спокойствие поэта, который вступил в свой мир – уличный шум. Всего за несколько месяцев он переменился настолько, что близкие друзья перестали его узнавать. Владимир Соловьев, которому А. Блок писал о своих врублевских увлечениях, заговорил об измене поэта, называя его лгуном и клеветником. Возвышенная тайна Прекрасной Дамы вытесняется тайной порочного города. Новые поэтические диссонансы созревают в поэтической душе, которая потрясена ужасом жизни, одиночеством, но не прежним – в ожидании мистических средств, а мучительным отстранением от действительности. Недавним друзьям А. Блока предстояло долго догонять его, внезапно умудренного. В начале 1906 г. А. Блок пишет Незнакомку. Что же впечатлило А. Блока настолько, что поэт берет в руки перо?
История создания стихотворения «Незнакомка» Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Молодой литератор Евгений Иванов 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Блок повез его в Озерки - дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Блок повел его к озеру, где скрипят уключины и визг женский, где все - убожество, скука и пошлость. И тут-то именно вполне очевидной становилась необходимость того, чтобы помимо этой дачной жизни в мире происходило еще и нечто иное. Потом Саша с какой-то нежностью ко мне указывал на позолоченный крендель булочной, на вывески. Все это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня в тот путь, которым велся он тогда, в тот вечер, как появилась Незнакомка. Наконец привел на вокзал Озерковский. Из небольшого венецианского окна видны шлагбаумы, на все это он указывал по стихам. В окне видна железная дорога. Поезда часто проносятся мимо… Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими машинами и связано появление в окне Незнакомки. Взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам этого дачного поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных вымыслов. Разумеется, особую, чисто духовную - но все-таки несомненную достоверность описанного им фантастического события.
Репродукция картины Михаила Врубеля «Незнакомка»
Иллюстрация к стихотворению А. Блока Незнакомка И. Глазунова.
Незнакомка По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. Вдали над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач. И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки. Над озером скрипят уключины И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный Бесмысленно кривится диск. И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной Как я, смирен и оглушен. А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!»1 кричат. И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. Глухие тайны мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино. И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу. В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине. 24 апреля 1906 _________________________________ 1. In vino veritas! Истина в вине! (лат.)
Анализ стихотворения. - Как построено стихотворение, какова его композиция? - Как вы думаете, только ли о ресторане идет речь в стихотворении? - Каковы особенности образов? - Какой лексики больше в первой части стиха, высокой или низкой? Приведите примеры. - Какое настроение пронизывает вторую часть стихотворения? Докажите на примерах? - Как вы считаете, почему Блок обращается к изображению именно вечернего времени? - Но, несмотря на всю пошлость и обыденность окружающего мира, в жизни человека есть место чуду. Кто является чудом в стихотворении Блока? Почему? - Как изображается заглавная героиня стихотворения, даны ли ей автором конкретные черты? Докажите примерами из текста. - Чем близок, находясь среди пьяных, лирический герой таинственной незнакомке? - Что, по -вашему, является очарованной далью для лирического героя? - Что изменяется после появления Незнакомки: окружающий мир или сознание героя?
«В ресторане» Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер): пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо, И на жёлтой заре - фонари. Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как нёбо, аи. Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: "И этот влюблён". И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступлённо запели смычки... Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки... Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка... И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка. Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала И, бросая, кричала: "Лови!.." А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви. (19 апреля 1910)