Презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме: Сравнительный анализ стихотворений И.Гете "Одинаковое" и М. Лермонтова "Горные вершины"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Из Гете» («Горные вершины…») Слышим ли мы Гете за переводом Лермонтова? Выполнила Шлыкова Аня, ученица 10 «А» класса.
Advertisements

О поэтическом переводе Преподаватель немецкого языка Сафронова И.Н.
Презентация к уроку по МХК (8 класс) по теме: Презентация к уроку "Искусство художественного перевода- искусство общения"
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…. Ежедневно, ежечасно, Каждый миг существования Слышу музыки прекрасной Я знакомое звучание. И в ушах звенящий.
Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… Самый распространённый жанр музыкально- литературного творчества- песня Песня- хранительница истории,
Урок литературы в 5 классе. А.А. Фет "Весенний дождь"
1 Эпиграф Люблю отчизну я, но странною любовью! но странною любовью! (М.Ю.Лермонтов (М.Ю.Лермонтов «Родина», 1841) «Родина», 1841)
Анализ стихотворения. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Тема.Тема 2. Идея (основная мысль). 3. Каков основной мотив стихотворения (основное.
А.А.Фет... Поэт, остановивший мгновение. План для анализа стихотворений по группам: 4 Выразительное чтение стихотворения 4 Смысл названия 4 Какие строки.
Выполнила ученица 5 класса Верхнеуринской средней школы Ванивская Ксения. Проект « Изобразительные средства языка в лирике Игнатия Дмитриевича Рождественского.»
Поэты XX века о Родной природе А.Блок «Летний вечер»; «О как безумно за окном…» А.Блок «Летний вечер»; «О как безумно за окном…»
Урок-проект Литература 6 класс. Учебник под редакцией В.Я. Коровиной. Ф.И. Тютчев «Листья». Обучение анализу стихотворения. Цель урока: обрисовать зрительные.
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
Презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме: Поэтическая тетрадь.Е.А. Баратынский. "Где сладкий шёпот..."
Анализ стихотворения Хвощевская Лариса Михайловна учитель русского языка и литература МОСШ п.Верхнеказымский.
Мультимедийное занятие по русскому языку Учитель Иванова Ю.В. МОУ «Средняя школа 35»
Анализ элегии - О чем размышляет поэт? - Какие слова помогают понять мироощущение лирического героя? - Что он чувствует? - К какому литературному направлению.
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по творчеству И.С.Бунина Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы.
Интегрированный урок немецкого языка и литературы Лирика Гёте ( J.W.Geothe) и переводы его стихотворений.
Урок русского языка 6 класс. Сочинение –описание природы. Пейзажная зарисовка. Константинова Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы Гимназии.
Транксрипт:

Сравнительный анализ стихотворений И.В.Гете «Одинаковое» (1780) и М. Ю. Лермонтова «Горные вершины» (1840) выполнила учитель русского языка и литературы Хову-Аксынской средней школы Чамыян З.М.

Иоганн Вольфганг Гёте ( ) великий немецкий поэт 18 века В сентябре 1780 года Гете побывал в охотничьем лагере на горе Кинельхан у Ильменау. Ему было 31 год.

Прошло 60 лет. Гете уже не было в живых. Гете уже не было в живых. 3

Михаил Юрьевич Лермонтов «Горные вершины» (1840) Перевод стихотворения «Одинаковое» Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнёшь и ты.

«Горные вершины» (1840 год) Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнёшь и ты. Варламов Александр Егорович – композитор автор романса

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнёшь и ты. Над вершинами гор Покой. Во всех вершинах деревьев Не ощущаешь ты Ни дуновения: Птички молчат в лесу, Подожди только, скоро Отдохнёшь ты тоже. 1. Композиция 2. Многоточие 3. Порядок слов 4. Выразительные средства 5. Лирический герой

Таблица Предметы Предметы ВершиныГоры ВершиныДеревья ТыДуновение ПтичкиЛес Ты Состояние природы чередуется с состоянием лирического героя: над вершинами гор покой – не ощущаешь ты; птички молчат – созерцаешь ты тоже Действия Не ощущаешь Молчат ПодождиОтдохнёшь Все вокруг находится в состоянии покоя, молчания, тишины. В одном мгновении выразилась вечность. Человек причастен к состоянию природы. Интонация перечисления. Нет всплеска эмоций.

Таблица Предметы Предметы Вершины Вершины Тьма Тьма Долины Долины Мгла Мгла Дорога Дорога Листы Листы Ты Ты Действия Спят Спят Не пылит Не пылит Не дрожат Не дрожат Отдохнёшь Отдохнёшь нет движения, покой, отдых нет движения, покой, отдых

Что хотел сказать поэт? Показал картину покоя (сна) в природе, которая даёт отдых, спокойствие человеку. Скоро и человек уснёт, как и природа. Покой в природе дарует человеку душевное спокойствие. Произойдёт единение человека и природы

«Одинаковое» ( 1780 ) Над вершинами гор Покой. Во всех вершинах деревьев Не ощущаешь ты Ни дуновения: Птички молчат в лесу, Подожди только, скоро Отдохнёшь ты тоже.

Вывод: раздумье о смысле жизни; раздумье о смысле жизни; Духовное единство человека и природы; Духовное единство человека и природы; Природа – место, где утомленный человек находит целительный покой и обретает душевное спокойствие; Природа – место, где утомленный человек находит целительный покой и обретает душевное спокойствие; Таинственность природы, её сила дают человеку уверенность в будущее, надежду на лучшее; Таинственность природы, её сила дают человеку уверенность в будущее, надежду на лучшее;

Другие переводы стихотворения И.В. Гете «Одинаковое»

Над высью горной Тишь… В листве уж чёрной Не ощутишь Ни дуновения. В чаще затих полёт… О подожди!.. Мгновенье. Тишь и тебя… возьмёт. На всех вершинах Покой; В листве, в долинах Ни одной Не дрогнет черты; Птицы спят в молчании бора Подожди только скоро Уснёшь и ты. И Анненский В. Брюсов

Что нового вы узнали? Что нового вы узнали? Что было интересно? Что было интересно? Что особенно понравилось? Что особенно понравилось? Что вызвало затруднение? Что вызвало затруднение? Какие задания были сложными? Какие задания были сложными?

Вершина – самый верх, верхняя часть Вершина – самый верх, верхняя часть

Тьма – отсутствие света, мрак, мгла. Тьма – отсутствие света, мрак, мгла. Мгла – непрозрачный воздух от тумана, пыли, сумерек. Мгла – непрозрачный воздух от тумана, пыли, сумерек. Сумерки – полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также перед наступлением рассвета. Сумерки – полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также перед наступлением рассвета.

Долина - удлиненная впадина вдоль реки, среди гор; Долина - удлиненная впадина вдоль реки, среди гор;

Покой – 1.неподвижность, отсутствие движения; Покой – 1.неподвижность, отсутствие движения; 2. состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства; 2. состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства;

Ощущать – чувствовать, испытывать Ощущать – чувствовать, испытывать

Дуновение – легкое движение воздуха Дуновение – легкое движение воздуха

Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей

Многоточие – предполагает вздох, раздумье, всплеск эмоций; Всплеск эмоций – яркое проявление душевных переживаний

Прямой порядок слов: Восток горит новой зарёй Инверсия – обратный порядок слов Горит восток зарёю новой

Эпитет – художественное, образное определение: роща золотая Эпитет – художественное, образное определение: роща золотая Олицетворение – художественный прием, где свойства человека переносятся на неодушевленные предметы: поют деревья Олицетворение – художественный прием, где свойства человека переносятся на неодушевленные предметы: поют деревья Метафора – перенесение значения по сходству (скрытое сравнение):сыплет черёмуха снегом Метафора – перенесение значения по сходству (скрытое сравнение):сыплет черёмуха снегом

Лирический герой – главное действующее лицо, чьи мысли и чувства раскрываются в стихотворении; Лирический герой – главное действующее лицо, чьи мысли и чувства раскрываются в стихотворении; Созерцать – рассматривать, наблюдать; Созерцать – рассматривать, наблюдать; Проникаться – глубоко понять, осознать Проникаться – глубоко понять, осознать Приобщиться – стать участником чего- нибудь Приобщиться – стать участником чего- нибудь

Композиция стихотворения строки – описание природы; строки – описание природы; Многоточие предполагает вздох, раздумье, всплеск эмоций; Многоточие предполагает вздох, раздумье, всплеск эмоций; 7, 8 строки – описание состояния лирического героя; он со стороны созерцает картину природы, проникается её состоянием и приобщается к ней. 7, 8 строки – описание состояния лирического героя; он со стороны созерцает картину природы, проникается её состоянием и приобщается к ней. Спят – отдохнёшь И ты. ( союз И подчёркивает, что человек – часть природы Спят – отдохнёшь И ты. ( союз И подчёркивает, что человек – часть природы Конкретное время суток (ночь) Конкретное время суток (ночь) Нет названия, читатель сам должен подумать над основной мыслью Нет названия, читатель сам должен подумать над основной мыслью Инверсия – обратный порядок слов. Инверсия – обратный порядок слов.

Домашнее задание Составить сравнительную таблицу Составить сравнительную таблицу стихотворений И. Анненского и В. Брюсова стихотворений И. Анненского и В. Брюсова Написать мини-сочинение «Чьё стихотворение мне больше понравилось? Почему?» Написать мини-сочинение «Чьё стихотворение мне больше понравилось? Почему?»