6 класс
Типы алгоритмов 6 класс Не нужно нам владеть клинком, Не ищем славы громкой. Тот побеждает, кто знаком С искусством мыслить тонким. Уильям Вордсворд
Цель урока: Познакомить обучающихся с типами алгоритмических структур, программным обеспечением Game Logo, научить применять на практике данное приложение и составлять блок-схемы для записи алгоритмов. Предполагаемый результат: умение применять на практике графический способ записи алгоритмов и программное обеспечение Game Logo. Задачи урока: Образовательные – познакомить с типами алгоритмических структур и способами их записи в графическом виде (с помощью блок-схем). Развивающие – формировать и развивать навыки работы с программным обеспечением персонального компьютера Game Logo, с учебной литературой; навыки построения диалога и убеждения; формировать коммуникативные навыки; развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. Воспитывающие - формировать ценностное отношение к труду, к технике и предмету, истории своей страны, чувство патриотизма на примере практической работы. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Личностные УУД: умение выделять нравственный аспект поведения, ориентация на ценность – труд и самоопределение, установление связи между целью обучения и его результатом, решение спорных вопросов. Регулятивные УУД: оценка, волевая саморегуляция времени и поведения, контроль. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, навыки осмысленного чтения; решение задач по аналогии и инструкциям, универсальные логические действия – анализ, синтез, сериация. Коммуникативные УУД: приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся – работа в группе.
ТИПЫ АЛГОРИТМОВ Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Алгоритм с повторением (циклический).
Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно. ЗАДАЧА «Слепить снеговика» алгоритм 1. Слепить из снега большой шар и положить его на землю. 2. Слепить второй шар, меньше первого, и положить его на первый шар. 3. Слепить третий шар, меньше второго, и положить его на второй шар. 4. Надеть ведро на третий шар. 5. Сделать глаза из угольков на третьем шаре. 6. Воткнуть морковку между угольками. Блок-схема линейного алгоритма
Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм с вопросом, в котором порядок выполнения действий зависит от выполнения некоторого условия. ЗАДАЧА: составить графический алгоритм действий сказочного персонажа Поехал Иван –царевич за Василисой Прекрасной. Ехал он, ехал, глядь - перед ним лежит огромный камень. На камне надпись: Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь – голову сложишь… Блок-схема ветвящегося алгоритма Как вы думаете, что выберет Иван-царевич?
Алгоритм с повторением (циклический) – это алгоритм, который содержит команду повторения (команду, которая исполняется до тех пор, пока не выполнится условие). ЗАДАЧА: составить графический алгоритм наполнения ведра водой из бочки Имеется пустое ведро. Ученик имеет бочку с водой и кружку. Блок-схема циклического алгоритма Алгоритм Наполнение Начало 1. Пока ведро неполное, повторять: 2. Налить в ведро кружку воды. Конец Команда повторения Тело цикла
Индивидуальные карточки-задания для групп
Тренинг-задача 1 Исполнитель Кузнечик прыгает вдоль числовой оси на заданное число делений. Система команд исполнителя Кузнечика: вправо 3 (прыжок на 3 единицы вправо) и влево 2 (прыжок на 2 единицы влево). Начальное положение 0. Составить линейный алгоритм в виде блок-схемы для Кузнечика, с помощью которого он побывает над числом начало вправо 3 влево 2 конец 0 2
Тренинг-задача 2 Записать с помощью блок-схемы пословицу «Болен – лечись, а здоров – берегись». конец Болен? лечись! берегись! начало да нет
Тренинг-задача 3 Мальчик учит наизусть четверостишие, заданное по литературе. Он один раз прочитывает четверостишие и пытается воспроизвести его по памяти. Так он будет делать до тех пор, пока не расскажет четверостишие без единой ошибки. Составить действия мальчика в виде блок-схемы. начало конец прочитать четверостишие воспроизвести по памяти выучил? нет да
Практическая работа Откройте на компьютере приложение Game Logo и наберите программный код так, чтобы получилась поздравительная открытка к 9 мая. Успехов!
Подведение итогов 1. Какой алгоритм называют линейным? Привести пример. 2. Какой алгоритм называют разветвляющимся? Привести пример. 3. Какой алгоритм называют циклическим? Привести пример. 4. Дайте анализ проведенному уроку: Сегодня на уроке я узнал(а)… Мне было интересно… Мне было трудно… Теперь я могу… У меня получилось … Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…
ЗАДАЧИ для самостоятельного выполнения 1. Составить линейный алгоритм в виде блок-схемы: стр. 85, 15 (4) рабочей тетради. 2. Выполнить вычисления по блок-схеме разветвляющегося алгоритма: стр. 100, 32 рабочей тетради. 3. Заполнить блок-схему цикла действиями: стр. 114, 46 рабочей тетради.
Тренинг-задача 1 Исполнитель Кузнечик прыгает вдоль числовой оси на заданное число делений. Система команд исполнителя Кузнечика: вправо 3 (прыжок на 3 единицы вправо) и влево 2 (прыжок на 2 единицы влево). Начальное положение 0. Составить линейный алгоритм в виде блок-схемы для Кузнечика, с помощью которого он побывает над числом
Тренинг-задача 2 Записать с помощью блок-схемы пословицу «Болен – лечись, а здоров – берегись».
Тренинг-задача 3 Мальчик учит наизусть четверостишие, заданное по литературе. Он один раз прочитывает четверостишие и пытается воспроизвести его по памяти. Так он будет делать до тех пор, пока не расскажет четверостишие без единой ошибки. Составить действия мальчика в виде блок-схемы.