ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
2 Цель: Рассмотреть «таксономию Блума» применительно к вопросам оценивания в рамках компетентностно- ориентированного подхода к образованию Рассмотреть «таксономию Блума» применительно к вопросам оценивания в рамках компетентностно- ориентированного подхода к образованию Достичь более глубокого понимания процесса разработки компетентностно- ориентированных заданий для школьников Достичь более глубокого понимания процесса разработки компетентностно- ориентированных заданий для школьников
3 3 Компетентность интегративная характеристика качеств человека (работника), ориентированных на решение реальных задач, определяемых его должностью (полномочиями, правами).
4 Ключевые компетентности: ФОРМИРОВАНИЕ Внешние ресурсы: Опыт включения в деятельность Внутренние ресурсы: Предметные ЗУН, Общеучебные умения, Ключевые компетентности Опыт постановки цели и соорганизации ресурсов ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ МЕТОД ПРОЕКТОВ Другие возможности: - другие компетентностно-ориентированные технологии; - организация выбора учащимся образовательной траектории; - модули программ «Основы проектной деятельности», «Основы проектирования»; ОЦЕНКА Внутренняя (формирующая) оценка Является частью каждой технологии компетентностно- ориентированного образования ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО УРОВНЯМ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
5 Таксономия это иерархически взаимосвязанная система это иерархически взаимосвязанная система (от греч. - расположение, строй, порядок, и - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение Таксономия Б.Блума система, содержащая описание целей в области познания (1956 г.) система, содержащая описание целей в области познания (1956 г.)
6 Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания, на вершине - деятельности Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания, на вершине - деятельности Таксономия Блума Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Мышление высокого уровня
7 Знание Конкретного материала Терминологии Фактов Способов и средств обращения с конкретным материалом Определений Тенденций и результатов Системы понятий и категорий Критериев Методологии Универсальных понятий данной области знаний Законов и обобщений Теорий и структур
8 Понимание Знание Объяснение Интерпретация Экстраполяция
9 Использование Понимание Знание Применение знаний не только в стандартных, но и в новых ситуациях
10 Анализ Использование Понимание Знание Элементов, взаимосвязей, принципов построения Частей целого и взаимосвязи между ними Нарушений в логике рассуждений, различий между фактами и следствиями, значимости данных
11 Синтез Анализ Использование Понимание Знание Знаний из нескольких областей Экспериментирование Творческая переработка информации для создания нового целого Получение системы абстрактных отношений
12 Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Суждение на основе имеющихся данных Суждение на основе внешних критериев Видение различий между фактами и оценочными суждениями
13 Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание компетенция Уровень III Уровень II Уровень I Компетентность разрешения проблем Информационная компетентность Коммуникативная компетентность Объект продуктивной деятельности Предмет познавательной деятельности
14 Внутреннее усложнение объекта продуктивной деятельности Степень присвоения мыслительной операции (обще учебного умения) – полнота и законченность Объективная сложность (подвид операции или сложность объекта) Уровень самостоятельности и степень неопределённости
15 Сложность задания определяется: 1 Сложность источника. Он может быть простым, то есть содержать информацию одного вида – только текст, только картинка или только таблица, а может быть сложным, содержащим аудиовизуальную (музыка – картина) или вербально-графическую (текст – рисунков (чертеж) – график - диаграмма) информацию.
16 Сложность задания определяется: 2 Тип информации. Информация может быть прямой или косвенной. Прямая информация извлекается из источника без дополнительных рассуждений, а косвенная требует рассуждений.
17 Сложность задания определяется: 3 Характер взаимоотношений информации. Данные взаимоотношения задаются формулировкой задания по первичной обработке и систематизации информации, содержащейся в источниках.
18 Пирамида – 3 нижних уровня Уровень Учебные навыки и примеры заданий Знание Повторение или распознавание информации составить список, выделить, рассказать, показать, назвать Понимание Схватывание (понимание) смысла информационных материалов описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому Использование Применение в сходной ситуации применить, проиллюстрировать, решить
19 Пирамида – 3 верхних уровня Уровень Учебные навыки и примеры заданий Анализ Определение элементов и структуры проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия Синтез Соединение элементов по-новому создать, придумать дизайн, разработать, составить план Оценка Сравнительная оценка значимости на основе критериев представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
20 Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать создать, придумать дизайн, разработать, составить план проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия применить, проиллюстрировать, решить описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому составить список, выделить, рассказать, показать, назвать Примеры заданий
21 Содержание задания 1 Используется содержание отдельного предмета. Текст по незнакомому, необязательному содержанию 2 Используется содержание, интегративное для совокупности предметов, образовательной области. 3 Используются вне предметное, содержание, не связанное с содержанием учебных предметов Предметный Общепредметный Ключевые компетенции