Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ОДАРЁННОСТЬ» И «ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК» Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Факторы, влияющие на развитие одарённости. одаренность Наследственность (природные задатки) Социальная среда Психологические механизмы саморазвития личности
Виды одарённости: В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности хореографическую, сценическую, литературно- поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Признаки одарённости Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий хочу и могу. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Принципы выявления одарённых детей: 1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей; 2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях); 3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам; 4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды и т.п.; 5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности; 6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития; 7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.
Методы диагностики одарённости
Особенности личности одарённого ребёнка перфекционизм самооценка ответственность за поступки и их последствия повышенная впечатлительность независимость (автономность) лидерство соревновательность особенность эмоционального развития
Взаимодействие педагога с одарённым учеником Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют. Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагирования на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя
Одарённые мальчики - это личности, имеющие выраженное стремление к доминированию, разнообразные интересы, гибкость и критичность мышления, высокий контроль поведения, отсутствие фрустрированности. Они эмоционально чувствительны, у них ярко выражено художественное восприятие мира. Одарённые девочки богатство внутреннего мира, внутреннее напряжение, неординарное мировоззрение, творческая одарённость, активность, низкий уровень фрустрированности. Они чаще подвержены депрессиям.
Проблемы одарённых детей Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций. Наиболее часто встречаются проблемы: -Неприязнь к школе -Игровые интересы -Погружение в философские проблемы -Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием Причины уязвимости одаренных детей: -Стремление к совершенству -Ощущение неуязвимости -Нереалистические цели -Сверхчувствительность -Потребность во внимании взрослых -Нетерпимость.