Областной семинар – практикум для школьных психологов Тема: «Методы диагностики развития одарённости» «Творчество - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». психолог Поль Торренс Цель: совершенствовать знания о методах диагностики развития одарённости и предложить методические рекомендации по их реализации.
Роль психолога в выявлении и развитии одарённых детей
Цели: 1. выявление и поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие целостного миропонимания, творческого и системного мышления; 2. создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Задачи: 1. Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах, эффективных при работе с одарёнными детьми. 2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью детей. 3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одарённости.
Модель одаренности (потенциала) – по Дж. Рензулли Согласно теории Дж. Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности настойчивости (мотивации, ориентированной на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.
Признаки одаренности Раннее детство (1-3 года) Неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за несколькими событиями, большой словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развернутых). Повышенная концентрация внимания на чем- то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна, способности к рисованию, музыке, счету, нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия. Дошкольный период (4-7 лет) Отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через «этажи»), яркое воображение, нечеткость в разграничении реальности и фантазии, преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочитает общество старших детей и взрослых. Добр, открыт, понятлив; превосходное владение искусством речевой коммуникации; громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего; острое реагирование на несправедливость
Школьный период (8-17 лет) Успех во многих начинаниях, высокие результаты, потребность в коллекционировании, классификации, с удовольствием принимает сложные и долгосрочные задания, великолепное чувство юмора, развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышления, выраженная установ ка на творческое выполнение заданий, владение основными компонентами умения учиться, оригинальность словесных ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятельности, создание в воображении альтернативных систем. Взрослый период (после 18 лет) Легкость усвоения новых идей и знаний, комбинирование знаний оригинальными способами, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отлично развиты навыки общения, открыт, дружелюбен, ценит юмор. Живое и непосредственное воображение. Не подавляет своих чувств и эмоций. Активен, настойчив, энергичен, склонен к риску. Нетерпелив при выполнении рутинной работы, предпочитает сложные задания. Независим в суждениях и поведении.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка Невозможно одномоментной отобрать одаренных детей. Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно. На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов.
Второй этап диагностический. Проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей статуса ребенка
Выбор методов выявления, диагностики и мониторинга одаренности учащихся в соответствии с возрастными особенностями
В психологии принято различать Общую (интеллектуальную) умственную, интеллектуальную одаренность, которая проявляется во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении. Специальную (академическую, художественную, творческую) одаренность в отдельных видах деятельности, например, к языкам, математике.
Для выявления одаренности необходимо проведение психолого- педагогического мониторинга, который в настоящее время признан наиболее эффективной формой определения признаков одаренности. Психолого-педагогический мониторинг должен отвечать целому ряду требований: 1)комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; 2) длительность процесса идентификации; 3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам; 4) оценка продуктов деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.).
5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития; 6) многократность и многоэтажность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка; 7) диагностическое обследование в ситуации реальной жизнедеятельности (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.); 8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности; 9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.;
Изучаемый показатель Методики Интеллек- туальная одаренность - Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна. - Тест Д. Векслера. - Тест Р. Амтхауэра -Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.) -Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.), - Методика «Школьный тест умственного развития» Когнитивные психические процессы - Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия). - Изучение кратковременной образной и вербально - логической памяти. - Оценка устойчивости внимания. - Оценка переключения внимания. - Оценка вербально – логического мышления. - Оценка образного мышления. - Тест «Куб Линка» - Механической понятливости тест (Беннета) - Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф) - Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»; Тест Мюнстерберга на восприятие; «Восприятие времени»; Тест «Компас»; Тест «Ведущая репрезентативная система»
Математическая одаренность Тест на математические способности Г. Айзенк. Лингвистическая одаренность - Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя). - Тест на вербальные способности. Г. Айзенк. - Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника). Творческий потенциал - Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник). - Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника). - Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса) - Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР). - Методика «Предложения». - Методика «Классификация». - Методика «Две линии». - Методика Вартега «Круги». - Опросник для определения творческих наклонностей у школьников - Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер) Мотивация- Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина) - Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман) - Диагностика структуры учебной мотивации школьника - Диагностика мотивационной сферы учащихся младших классов Лускановой - Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова)
Личность- Тест 16-PF (Р.Кеттела). - Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т.В.Снегиревой). - Тест «Акцентуации характера». - Характерологический тест Айзенка. - Опросник САН - Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна). - Методика «Несуществующее животное» - «Тест школьной тревожности Филлипса». Социальная одаренность - Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени). - Методика изучения коммуникативных и организаторских умений. - Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК). - Методика «Q-сортировка». - Тест интерперсональной диагностики Т. Лири. - Оценка отношений подростка с классом. - Методика «Незаконченные предложения». Комплексные методики для педагогов и родителей - Опросник для выявления одаренных школьниковв (по А.А. Лосевой) - Методика оценки общей одаренности (А.И, Савенков) - Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)
«КАРТА ИНТЕРЕСОВ» 2-4 классы
Изучение мотивов учения одарённых учащихся 2-4 классов 58%- гармоничное сочетание мотивов учения, 25%- познавательные мотивы, 17%- социальные мотивы.
Способность к творчеству (креативность) 2-4 классы Беглость- 39% Гибкость- 39% Находчивость, изобретательность – 70% Нестандартность – 17% Оригинальность – 47% Независимость – 35% Уверенный стиль поведения, самостоятельность – 60%
Существенное направление деятельности психолога - психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах и т.д. И в связи с этим - обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т.е. выработка такого качества как адаптивность.
Проведение тренингов личностного роста Цели Повышение настойчивости в достижении целей, развитие способности к их самостоятельной постановке. Результат Повышение уровня понимания себя, умения видеть свои психологические проблемы и сознательно их преодолевать.
Мы стремимся к успеху!