МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ. СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА Выполнила студентка группы Н4Б Баранова Елена Город Азов
План: Педагогический коллектив. Особенности его жизнедеятельности. Межличностные отношения как основа формирования социально- психологического климата коллектива. Конфликты в педагогическом коллективе.
С точки зрения системного подхода школа как педагогическая система делится на две главные взаимодействующие подсистемы: управляющую (педагогический коллектив) и управляемую (ученический коллектив), которые в свою очередь подразделяются на более мелкие подсистемы.
Педагогический коллектив как профессиональное объединение людей обладает всеми общими признаками коллектива: общественно значимые цели деятельности, наличие руководства, относительная устойчивость и продолжительность функционирования.
Особенности: Полифункциональность. Современный учитель одновременно выполняет функции, учителя-предметника, классного руководителя (воспитателя), руководителя кружка, общественного деятеля. Из полифункциональности деятельности отдельных учителей складывается полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива.
Особенности: Самоуправляемость. Основные вопросы жизни и деятельности педагогического коллектива обсуждаются на различных уровнях управления. Деятельность коллегиальных органов управления развивает самостоятельность и инициативу членов педагогического коллектива. С другой стороны, функциональные обязанности педагогов четко определены, обязательны для выполнения, отработаны формы контроля и самоконтроля.
Особенности: Коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты деятельности. Единство деятельности членов педагогического коллектива должно проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает однообразие в технологии педагогической деятельности.
Особенности: Ненормирование рабочего дня учителя, т. е. отсутствие временных рамок на выполнение тех или иных видов педагогического труда. Это отрицательно сказывается на жизнедеятельности педагогического коллектива, является, как правило, причиной перегрузки учителей, недостатком свободного времени для их профессионального роста, что, в свою очередь, ведет к возникновению стрессов.
Особенности: Преимущественно женский состав. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те коллективы, в которых в значительной степени представлены мужчины. В то же время женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия.
Особенности жизнедеятельности педагогического коллектива влияют на формирование межличностных отношений в нем.
Межличностные отношения делятся на: официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения, деловые и личные, рациональные и эмоциональные.
Официальные отношения это отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов.
Деловые и Личные Деловые отношения складываются в процессе совместной работы, а личные независимо от выполняемой работы.
Рациональные и Эмоциональные В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения это субъективные, основанные на личном восприятии человека. Они сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями.
Отношения руководства и подчинения Отношения руководства и подчинения возникают в процессе совместной деятельности, когда воздействие на сознание и поведение членов коллектива осуществляется неофициальным лицом, пользующимся авторитетом среди членов данного коллектива, имеющим в нем высокий статус и именуемым лидером.
По исследованиям Р.К. Шакурова настроение учителя на работе определяется главным образом его взаимоотношениями с учащимися, руководителями школы и коллегами.
Межличностные отношения образуют основу социальнопсихологического коллектива. Социально-психологический климат это совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе (коллективе).
Функции: Консолидирующую. Заключается в сплочении членов коллектива, в объединении коллективных усилий на решение учебно- воспитательных задач. Стимулирующую. Состоит в создании «эмоциональных потенциалов» коллектива (А.Н. Лутошкин), его жизненной энергии, которая впоследствии реализуется в педагогической деятельности.
Функции: Стабилизирующую. Обеспечивает устойчивость внутриколлективных отношений, создает благоприятные условия для успешного вхождения в коллектив новых педагогов. Регулирующую. Реализуется в утверждении прогрессивно-этических норм взаимоотношений, оценке поведения членов коллектива.
Признаками социально- психологического климата доверие и высокая требовательность членов коллектива друг к другу, доброжелательная и деловая критика, свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся жизнедеятельности коллектива, отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для коллектива решения,
достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении, удовлетворенность принадлежностью к коллективу, принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе каждым из его членов.
Определение: Конфликт это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников.
Конфликты могут быть: Внутриличностные возникают, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования или производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. Межличностные проявляются как столкновение личностей.
Конфликты могут быть: Между личностью и группой проявляются, если ожи дания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. Межгрупповые острые противоречия между формаль ными или неформальными группами.
Группы конфликтов: Первая группа профессиональные конфликты. Вторая группа конфликты ожиданий. Третья группа конфликты личностной несовместимости.
Профессиональные и ролевого ожидания конфликты устраняются путем изменения условий труда, организации учебно- воспитательного процесса, внесения корректив в режим работы школы.
Конфликты личностной несовместимости разрешаются сложнее всего, поэтому в этих случаях можно использовать способы, при которых конфликтующие стороны вынуждены признать факт существования другой точки зрения, другого подхода, проявления индивидуальных способностей.