Методический совет «Педагог дополнительного образования – профессионал. Какой он?»
Мир стареет в былых надеждах. Но сегодня, как и вчера, На плечах эту землю держат И несут на себе МАСТЕРА. Те, кто в жизни постичь смогли Щедрость камня, душу металла, Свежесть формулы, Соль земли…. Мир стареет в былых надеждах. Но сегодня, как и вчера, На плечах эту землю держат И несут на себе МАСТЕРА. Те, кто в жизни постичь смогли Щедрость камня, душу металла, Свежесть формулы, Соль земли…. Р. Рождественский Р. Рождественский
Цели методического совета: Выявить представление педагогов Дома детского творчества 1 о понятии педагог- профессионал и согласовать их в коллективе. Выявить представление педагогов Дома детского творчества 1 о понятии педагог- профессионал и согласовать их в коллективе. На основе выявленных представлений педагогов составить обобщенный качественный портрет современного педагога-профессионала и сравнить его с портретом, который сформулирован в нормативных документах. На основе выявленных представлений педагогов составить обобщенный качественный портрет современного педагога-профессионала и сравнить его с портретом, который сформулирован в нормативных документах.
Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами: быть чутким и доброжелательным; быть чутким и доброжелательным; понимать потребности и интересы детей; понимать потребности и интересы детей; иметь высокий уровень интеллектуального развития; иметь высокий уровень интеллектуального развития; обладать широким кругом интересов и умений; обладать широким кругом интересов и умений; быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей; быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей; быть активным; быть активным; обладать чувством юмора; обладать чувством юмора; располагать творческим потенциалом; располагать творческим потенциалом; проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию. проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
Особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности: способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества; способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества; знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт; знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт; склонность и желание работать, иначе воля и мотивация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация. склонность и желание работать, иначе воля и мотивация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.
Термин «профессиональная компетентность» Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать педагога дополнительного образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся. Профессионально компетентным можно назвать педагога дополнительного образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога: работа в методических объединениях, творческих группах; работа в методических объединениях, творческих группах; исследовательская деятельность; исследовательская деятельность; освоение новых педагогических технологий; освоение новых педагогических технологий; различные формы педагогической поддержки; различные формы педагогической поддержки; активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях; активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях; обобщение собственного педагогического опыта; обобщение собственного педагогического опыта; использование ИКТ. использование ИКТ.
Этапы формирования профессиональной компетентности: самоанализ и осознание необходимости; самоанализ и осознание необходимости; планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения); планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения); самопроявление, анализ, самокорректировка самопроявление, анализ, самокорректировка
Профессионально значимые качества педагога: педагогическая направленность - важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии; педагогическая направленность - важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии; педагогическое целеполагание - умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий; педагогическое целеполагание - умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий; педагогическое мышление - овладение системой средств решения педагогических задач; педагогическое мышление - овладение системой средств решения педагогических задач; педагогическая рефлексия - способность педагога к самоанализу; педагогическая рефлексия - способность педагога к самоанализу; педагогический такт - отношение к ребёнку как главной ценности. педагогический такт - отношение к ребёнку как главной ценности.
Компетентность учителя - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).
Литература Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., Кондаков И. М. Внутренняя мотивация профессионального развития // Проблемы профессиональной социализации личности. - Кемерово, Леонтьев В.Г. Основные направления изучения активности личности // Психология и педагогика активности личности. - Новосибирск, Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//Вопросы психологии, 1987, 4.
Спасибо за внимание.