ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ( «психология» переводе на русский язык означает «наука о душе» (греч. psyche – «душа», logos – «учение»))
Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания. Психика – свойство мозга отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать человека и его поведение.
Основные функции психики (для чего существует психика и что она делает) Отражение – окружающей действительности. Психическое отражение не зеркально – оно преломляется через индивидуальность человека. Регуляция поведения и деятельности – свойства личности
Основные формы проявления психики и их взаимосвязь Психические процессы А) познавательные Б) эмоционально-волевые Свойства личности Состояния
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Ощущение Восприятие Внимание Память Воображение Мышление Речь
Познавательные процессы С их помощью мы получаем знания об окружающем мире – видим и чувствуем предметы, обращаем на них внимание, запоминаем, обдумываем, рассказываем другим, создаем что-то новое…
ощущения Это отражение основных свойств предметов, с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Это отражение основных свойств предметов, с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Цвета, звуки, запахи – все это ощущения. Красный, шершавый, горький, громкий – ощущения.
восприятие Это отражение образа предмета в целом, с помощью органов чувств (зрение и др.) и сравнения образа с прошлым опытом. Мы воспринимаем все что нас окружает: образы людей, зданий, машин, животных и т. д.
внимание Наше сознание бывает направлено на что-то одно, отвлекаясь от всего остального. Мы смотрим интересный фильм, или делаем уроки и не видим, не слышим ничего вокруг.
память Это все что мы запоминаем, что мы ощущали в нашем прошлом опыте, эти образы остаются в мозгу. - Запоминаем - Сохраняем - Воспроизводим - Узнаем
воображение Мы можем создавать новые образы на основе ранее воспринятых. Воображение как бы перерабатывает то, что есть в памяти. Произведения писателей, художников, кинематографистов появляются благодаря работе творческого воображения
мышление Получив информацию, мы перерабатываем ее. Обдумываем причины и последствия событий, поступков. Делаем умозаключения. Решаем задачи.
Эмоционально-волевые психические процессы Эмоции и чувства Воля
Эмоционально- волевые процессы Постоянно происходят внутри нас, тесно связаны со свойствами личности. Постоянно происходят внутри нас, тесно связаны со свойствами личности.
ЭМОЦИИ ЭТО НАША РЕАКЦИЯ НА ПРОИСХОДЯЩИЕ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ ВОЗДЕЙСТВУЮТ НА НАС. Наше личное к ним отношение.
воля Это то, как мы контролируем свое поведение. С помощью воли мы заставляем себя работать, учиться, достигать чего-либо. А также отказаться от чего-либо (бросить курить).
Свойства личности Способности Мотивация Темперамент Характер
Свойства личности Это все что мы сами и окружающие люди могут сказать о нас. Отвечает на вопрос: «Какой ты человек?»
способности Индивидуальные особенности личности (т. е. наши), которые помогают нам в какой- либо деятельности. Например: способности к музыке, к рисованию и т. д.
мотивация То, что побуждает, заставляет нас делать что либо. Мотивы наших поступков.
темперамент Наши индивидуальные особенности, в них проявляется наше поведение и деятельность, их скорость и эмоциональность.
Типы темперамента и их характерные черты. Сангвиник – подвижность, склонность к частой смене впечатлений, отзывчивость и общительность. Флегматик –медлительность, устойчивость, эмоциональные состояния внешне выражаются слабо. Холерик – бурные эмоции, резкие смены настроения, неуравновешенность, общая подвижность. Меланхолик – легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события.
характер Содержание личности, ее поведения и деятельности. Экстраверсия и интроверсия Наше устойчивое отношение к окружающему миру, наши привычки, качества: доброта, упрямство, хитрость и т. д.
Состояния психики Устойчивый интерес Творческий подъем Убежденность Сомнение Апатия Угнетенность И др.
Итак: Все эти качества, особенности личности, и познавательные процессы вместе составляют неповторимую индивидуальность каждого человека.