М.Ю. Лермонтов. 1. Чем понравилась вам поэма «Мцыри»? 2. Какие сцены в ней наиболее запомнились? 3. Какие строфы и слова произвели самое сильное впечатление?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от.
Advertisements

« Мцыри » - романтическая поэма Лермонтова 7 класс.
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 8 классе по теме «Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова» Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель.
Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от.
« МЦЫРИ » - РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА ЛЕРМОНТОВА Кузьмин Иван 9 м.
Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
М.Ю.Лермонтов «И скучно и грустно» И скучно и грустно, и некому руку подать В минуты душевной невзгоды… Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
История создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», её тема и идея. Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живёшь. Василий Ключевский,
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ Поэма»Мцыри» 900igr.net. Эпиграф Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни к одному, Но только пьяную тревогу, Я променял бы, если б мог.
Группа 1 «Литературоведы» Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» Отношение автора к своему герою.
Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова « Мцыри »
Поэма «Мцыри». История создания поэмы Историческая основа: 1802 год – при царе Георгии Х11 Грузия была присоединена к России Жизненная основа: Путешествуя.
« Мцыри » - романтическая поэма М. Ю. Лермонтова.
На этом уроке вы познакомитесь с поэмой «Мцыри» – поэмой о жажде свободы, непокорности и мощи человеческого духа. 1.Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова.
Мцыри - на грузинском языке значит «неслужащий монах», вроде «послушника». Послушник – человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество.
Алешина З.Н.. Мцыри «Мцыри» (1839) Род – лиро-эпический Жанр – поэма Литературное направление – романтизм Тема – свободы, родины Проблема – обретения.
Тест по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Учитель русского языка и литературы МОУ Измайловская СОШ Сергеев Н.П 2013г..
«Мцыри» 1839 г.. Мцыри (с грузинского) «неслужащий монах», «послушник».
К 200 летию со дня рождения М. Ю Лермонтова.. Открытый урок по литературе « « Тема урока: «В чём смысл жизни для Мцыри?» По поэме Лермонтова М. Ю. «Мцыри»
Открытый урок по теме: «Почему должен гибнуть человек?» По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Логвиненко Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

М.Ю. Лермонтов

1. Чем понравилась вам поэма «Мцыри»? 2. Какие сцены в ней наиболее запомнились? 3. Какие строфы и слова произвели самое сильное впечатление? 4. Какое настроение появляется, когда читаешь поэму?

Вопросы на усвоение содержания поэмы. 1. Что видел Мцыри на воле? 2. Что делал он, вырвавшись из монастыря? Что узнал о себе Мцыри за «три блаженных дня»?

Сюжет, композиция, образ главного героя. Сюжет поэмы прост: это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке сбежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попутку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневные скитания знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского существования, приносят ощущение радости жизни, но не приводят к желанной цели – вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадает в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня». В поэме такая последовательность в изложении не выдержана.

Композиция поэмы. Композиция «Мцыри» очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главке-строфе рассказана вся жизнь Мцыри в спокойном эпическом тоне; а все остальные строфы (24) представляют монолог героя, его исповедь черницу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в двух строфах, а о трех днях, проведенных Мцыри на свободе, написана целая поэма.

В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера.

Композиция монолога дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя.1. Сначала Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный послушник, «душой дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе. 2. Затем Мцыри рассказывает, что он увидел «на воле». Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. В том, какие картины и какими словами их рисует, раскрывается его пламенная натура.

3. Наконец, в последующих строфах Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, обо всем, что он перечувствовал и пережил за эти дни свободной жизни. 4. Последние две строфы – прощание Мцыри с жизнью.

Особенность композиции не только в смещении последовательности событий, а и в том, что все, что все они показываются через субъективное восприятие героя. Не автор описывает переживания и чувства Мцыри, а сам герой рассказывает о них. В поэме преобладает лирический элемент, а эпическое повествование, включенное в монолог героя, сосредоточенно на отдельных. Наиболее напряженных моментах действия (встреча с грузинкой, бое с барсом и т.д.). В поэме везде на первом месте герой, а не события. Все названные особенности композиции характерны для романтической поэмы.

Вывод 1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри, а его переживаниях. 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни, а переживания героя. 3. Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. 4. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.

Образ Мцыри. Мцыри – «могучий дух», юноша с бурным сердцем и пламенными страстями.

План работы над поэмой 1. Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши- послушника. 2. Что увидел и узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний. 3. Черты личности Мцыри, раскрывшиеся за «три блаженных дня». 4. Почему Мцыри не достиг родины? 5. Особенности художественного воплощения образа. 6. Близость Мцыри и лирического героя поэзии Лермонтова. 7. Значение поэмы.

Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, где человек бесконечно одинок. Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь; он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, а личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив, горд, недоверчив.

Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его «могучем духе», унаследованном от отцов. Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину.

Вопросы классу 1. Цель побега Мцыри. 2. Что он увидел на воле? 3. Что он делал на воле?

1. Мцыри бежал, чтобы «узнать, прекрасна ли земля», узнать для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». 2. Что увидел Мцыри? Он увидел мир, закрытый от него ранее монастырскими стенами. Мцыри увидел приролду в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Знакомство с ней дало Мцыри ответ на первый вопрос, «прекрасна ли земля?» Да, мир прекрасен! – таков смысл рассказа юноши. Его монолог – гимн этому миру.

3. Важнейшие эпизоды поэмы, где Мцыри действует: о его бегстве из монастыря во время грозы, о попытке найти дорогу в родной край, о встрече с грузинкой, о борьбе с барсом. Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь! «Что делал я на воле? Жил!»

Вопросы классу 1. Что же узнал о себе Мцыри, очутившись на свободе? 2. Почему погиб Мцыри? Чем объясняет Мцыри свою неудачу? Верно ли это объяснение?

Главный идейный вывод поэмы Лучше гибель, чем смиренность и покорность судьбе; лучше три дня свободы, чем долгая жизнь в рабстве.