Повседневная жизнь европейцев в начале нового времени. Урок –путешествие по истории для учащихся 7 класса.
Цели урока Закрепить знания учащихся об основных слоях населения Европы в веках. Создать образное представление у учащихся о повседневной жизни людей того времени. Развивать у учащихся любознательность, интерес к истории, формировать умение воспринимать и анализировать художественные произведения как источники знаний по истории.
План нового материала « Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны» Крупнейшие города Европы На улицах городов и в домах горожан « Скажи мне, что ты ешь, и я скажу кто ты есть» Мода нового времени.
Вопросы на закрепление ранее изученного материала. Объясните, что такое «сословие» и какие сословия проживали в европейских странах в веках? Какие из них имели привилегии, а какие не имели? Какие новые классы появились в Европе в веках?
Как вы думаете представители какого слоя общества изображены на картине « Игра в карты» Картина художника Теодора Ромбоутса «Игра в карты»
Представители какого слоя общества изображены на данной картине? Почему вы так думаете? Картина Арта Скаумана « Башмачник»
Представитель какого сословия изображены на данной картине?По каким признакам можно это определить ? Портрет Франциска 1 Работы Ф. Клуэ 1525 г.
«Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны» Почему врачи во время бубонной чумы носили такую странную одежду? Бубонная чума известна как самая смертоносная эпидемия в истории человечества. 1612, 1619,1631, 1638, 1662, – Тулон и Марсель
Голод в городах начала нового времени Неурожаи, войны и чума приводили к нехватке пищи…
Постоянные войны Войны грозили разорением, грабежом, насилием, убийствами.
На улицах маленьких европейских городов Многочисленные европейские города мало чем отличались сельской местности. Улицы были кривые и грязные. На улицах свободно разгуливали свиньи, овцы, куры. Канализации в городах не было. Помои выливались прямо на проезжую часть. Летом в городах стояло страшное зловоние. Весной и осенью на улицах тонули кареты.
Город в начале нового времени
На улицах городов и в домах горожан. « Комната в голландском доме» картина голландского художника Питера Элинга Янсенса
На улицах и в домах горожан Картина знаменитого голландского художника Яна ван Эйка « Портрет супругов Арнольфини»
Во дворцах знати Интерьер во дворце французских королей Спальня короля
« Скажи мне, что ты ешь и я скажу, кто ты есть» Обеспеченные жители Европы употребляли в пищу много мясных продуктов: свинину. Говядину, телятину, дикое мясо, птицу. Натюрморт Ф. Снейдерса
« Скажи мне, что ты ешь и я скажу, кто ты есть» Картина испанского живописца Диего Веласкеса « Завтрак»
Мода нового времени Сильнее всего капризы моды сказывались на костюме.Каждый год менялись фасоны платьев и костюмов, то воротники вырастали до огромных размеров, то суживались до тонкой полоски, рукава из узких превращались в широкие, штаны и плащи то удлинялись, то укорачивались. Целые армии портных, башмачников,шляпников зарабатывали себе на жизнь благодаря изменениям моды.
Женская мода веков. На картине представительница крестьянства. Как мы видим одета просто и без излишеств. Одежда удобная для любой работы.
Женская мода веков На данной картине мы видим представительниц города. Эти дамы из семьи богатого горожанина. Так как видно. Что они одеты по моде того времени.
Женская мода веков На женщине модное испанское платье. Видно, что она принадлежит к представителям высшей знати Испании.
Женская мода веков На данной картине мы видим представительницу высшего класса. Дама одета по последней испанской моде, она из королевской семьи: инфанта Изабелла.
Мужская мода веков. Представитель высшего общества: одет по последней моде. На мужчине короткий плащ, подбитый мехом, короткие штаны, шляпа с пером.
Мужская мода веков. Типичный представитель буржуазии: одет скромно, без излишеств, но в добротную одежду.
Мода нового времени. Мода распространялась не только на одежду. Стало модным курить табак – появилась мода на табакерки и курительные трубки. Парфюмеры трудились над созданием новых ароматов Распространялись новинки и лучшие достижения европейских мастеров: венецианские зеркала. Стекло. Итальянские шелковые чулки. Французские кружева. Испанские клинки и кинжалы.
Прочитайте отрывок из свода полицейских законов г. Нюренберга (15 в). Какую цель преследовали авторы этого закона? «… наши бюргеры, члены совета, постановили, что запрещается бюргерам, молодым и старым,носить серебряные пояса стоимостью больше, чем в полмарки серебром.Запрещается им носить серебряные карманы, серебряные итальянские ножи,обувь с разрезом, сюртуки с разрезом внизу или у рукавов…Запрещается также мужчинам и женщинам носить застежки, пряжки, кольца и пуговки у рукавов выше локтя… …Запрещается также бюргершам, женам и вдовам или молодым девушкам носить платье из цендаля или шелковое платье, или платье с серебряной или золотой оторочкой. Запрещается также бюргершам иметь больше двух цельных меховых одежд, носить горностаевые шубы… …Запрещается также женам, вдовам или дочерям бюргеров переплетать волосы золотом, серебром, жемчугом или драгоценными камнями…»
Прочтите стихотворение французского поэта Поля Скаррона «Париж», скажите что представляла собой повседневная жизнь в начале нового времени? Везде на улицах навоз. Везде прохожих вереницы, Прилавки, грязь из-под колес, Монастыри, дворцы, темницы, Брюнеты, старцы без волос, Ханжи, продажные девицы. Кого-то тащат на допрос, Измены, драки, злые лица, Лакеи, франты без гроша, Писак продажная душа, Пажи, карманники, вельможи, Нагромождение домов, кареты, кони, стук подков: Вот вам Париж. Ну как, похоже?
Подведем итоги урока Синквейн: Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Мой синквейн Повседневная жизнь в XVII в. Страшная и болезненная Воевать, голодать, болеть «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны». Изменения
Домашнее задание 1. параграф 6 Доклады: Эразм Роттердамский,ильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Питер Брейгель Старший, Рембрандт, Альбер Дюрер, Диего Веласкес.