Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: Урок по сказке "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1.Работать над составлением плана сказки. 2.Рассмотреть особенности волшебной сказки. 3.Прививать учащимся любовь к Родине на примере образа Ивана - крестьянско-
Advertisements

Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом- солью, сели на добрых коней и поехали Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем.
Презентация к теме русские народные сказки. сказка.
Автор проекта: ученица 4 класса «А» Бойко Анастасии.
Два Ивана – два героя? (по сказкам «Царевна –Лягушка» и «Иван- крестьянский сын и Чудо-юдо» Авторы: Буслаев Дмитрий Жабин Дмитрий, учащиеся 5 «в» класса.
Волшебная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА « ИВАН - КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО - ЮДО » Урок литературного чтения в 3 классе УМК Гармония.
ЛИТЕРАТУРАЛИТЕРАТУРА ИСТОРИЯИСТОРИЯ. «Гости из ставшего во многом непонятным прошлого и бесконечно далекого, сказки все же соединяют нас с ним. Они тоже.
Пословицы и поговорки. Родина краше солнца, дороже золота. Гусь за море полетел, гусь, а не лебедь, и назад прилетел. На чужбине и собака тоскует. Нет.
Тема: Наклонение глагола. (урок - сказка) Учитель: Шитова С.И.
Жил да был во славной земле Буйской удалой молодец. Просыпался он с красным солнышком, кланялся ему в пояс и трудился, не покладая рук, до заката. Всё,
«Сказка - ложь, да в ней намёк…» «Сказка - ложь, да в ней намёк…» Подготовил учащийся 5 класса МОУ «СОШ с. Марьино-Лашмино Новобурасского района Саратовской.
Шевакова Е.В. г. Астрахань 2011 год Учебный проект.
Модель урока литературы, посвященный изучению темы «Особенности русской народной сказки» Подготовила: Хрусталева Татьяна, 1к. магистратура.
Презентацию подготовил ученик 4 «Б» класса Антонов Андрей.
Россия. Новосибирская область,Искитимский район МОУ «СОШ ст.Евсино» Работу выполнила Хребтова Татьяна Владимировна Учитель начальных классов.
Играем в «карты Проппа» Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 22», Череповец.
Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского « Тёплый хлеб ». Доброта – бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить и невозможна сама жизнь. К.Г.Паустовский.
Я родилась в счастливое, мирное время, но я много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной моих родных и близких.
Транксрипт:

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо- юдо»

Волшебная героическая сказка Тема мирного труда и защиты родной земли. Нравственное превосходство главного героя.

Цели урока: Работа над составлением плана сказки. Рассмотреть особенности волшебной сказки. Прививать учащимся любовь к Родине на примере образа Ивана- крестьянского сына.

План сказки. 1. Отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать. 2. Сражение Ивана – крестьянского сына с чудом-юдом: а) первая битва; б) вторая битва; в) третья битва. 4. Столкновение с чудо-юдовым племенем. 5. Братья вернулись домой.

-Найдите зачин и концовку сказки. Какая деталь повторилась? В зачине мы знакомимся с братьями, выросшими в крестьянской семье. Это люди, занимающиеся земледельческим трудом. Концовка говорит о возвращении их к этому труду. -Можно ли по этой детали определить вид сказки как бытовая? Какая же это сказка? Сказку нельзя считать бытовой, так как в основе её содержания – рассказ о подвигах младшего сына во имя родной земли. Мирному пахарю пришлось стать воином-богатырём и сразиться с необыкновенным чудищем. Эта сказка волшебная, но и героическая одновременно.

- Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде? Братья отправляются втроём на борьбу с чудом- юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. Поэтому сказка называется «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». - Как вы понимаете слово «герой»? Сколько значений имеет это слово? Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения. Герой – человек, совершивший героический поступок. Мы можем назвать героями, то есть персонажами всех братьев, но героический поступок совершает только младший брат Иван.

-Чем занимались старик и старуха – родители трёх братьев? Старик и старуха, родители трёх сыновей, были крестьянами. В сказке об этом говорится так: «Жили они – не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали».

-Почему братьям пришлось уехать из родной деревни? Братьям пришлось уехать из родной деревни, потому что они решили вступить в битву с чудом- юдом поганым, которое собиралось «на их землю напасть, всех людей истребить, города-сёла огнём спалить».

- Кого встретили братья в сожжённой деревне? Что убедило братьев, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чудом-юдом сразиться»? В сожжённой деревне братья встретили старую старуху. Старуха рассказала, что злодей уже все ближние царства «разорил, разграбил, лютой смерти предал». Поняли братья, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с чудом-юдом сражаться. Нужно было победить чудо-юдо и спасти людей от беды.

-Почему старшие братья не хотели брать Ивана с собой на битву? Молод ещё, то есть неопытен, не осторожен, не испытан в бою. -Докажите, что их опасения были напрасны. Именно Иван учит братьев осторожности: «Ну, братцы, заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться». Иван выиграл три битвы с врагами, пока братья крепко спали; Иван раскрыл коварный замысел чудо-юдовых жён.

-Как проявили себя братья в дозоре? Старший брат первым пошёл в дозор и уснул. Младшему брату не спалось. Он вышел к реке Смородине, обнаружил предательство брата и стал сам сторожить переезд. Когда появилось чудо- юдо шестиглавое, он вступил с ним в бой и победил его.

Средний брат в дозоре тоже заснул в кустах. -Докажите, что во время 2-й битвы Иван проявил не только мужество, но и находчивость. Он догадался бросить в глаза чудищу песок, чтобы получить необходимую в бою передышку.

-Перескажите эпизоды первого, второго и третьего боёв. При помощи каких деталей нагнетается чувство опасности? Враг сначала был с шестью, потом с девятью и, наконец, с двенадцатью головами. Усиливается ощущение тревоги и в природе, которая в сказках всегда одушевлена: перед первой битвой «на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали»; перед второй битвой «на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались»; перед третьей битвой «сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали».

- Почему каждый новый бой с чудом-юдом для Ивана – крестьянского сына становится всё тяжелее? Ивану было тяжело, потому что он знал о том, что братья предали не только его, но и всю землю, и ему надеяться не на кого. В третьем бою Иван чуть не погиб от предательства братьев, которые обещали не спать и всё же заснули. Спас от гибели верный конь, который отвлёк внимание чуда-юда о двенадцати головах.

-Кичится ли. Хвастается ли Иван своими подвигами? Чем он отличается от старших братьев? Братья много обещают: «пойдём мы на чудо-юдо», «будем с ним биться насмерть», но ничего не делают. Иван же напротив, не мастер слова говорить, мастер дело делать.

-О какой черте характера героя говорит произведённая им разведка у теремов чудо-юдовых жён? Иван узнал о замыслах змеевых жён. Это говорит о его осторожности, предусмотрительности, бдительности. «Кто предупреждён, тот вооружён», - говорит пословица.

Как жёны чуда-юда решили отомстить братьям? Удалось ли им это?

-Кто выступает в сказке в качестве волшебных помощников? Добрый конь, выручивший Ивана в третьем бою, кузнецы, спасшие братьев от змеи хи-матери. -Кто олицетворяет вражеские силы, зло в сказке? Три чуда-юда, их жёны, змеиха-мать олицетворяют зло, коварство, насилие, смерть. Их сопровождают чёрный пёс и чёрный ворон – символы людского горя и бедствия.

Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, середине и конце сказки? В начале сказки братья называют младшего Иванушкой: «молод он ещё, чтобы на бой идти». Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. В середине сказки сказитель называет героя Иваном. Обращение «Иван» - уважительное. Чудо-юдо, змеиха и сказитель в середине сказки называют его «Иван - крестьянский сын». Это похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говори-ли – Иван Петров сын). Обращение по имени и отчеству надо было заслужить.

Какие черты Ивана -крестьянского сына раскрываются: Перед боем? Сначала Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями. Во время боя? Во время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие. После него? После побед он не хвастает перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнал о замыслах змеевых жён. «Кто предупреждён, тот вооружён» - говорит пословица.

-Сравните финалы сказок «Царевна-лягушка» и «Иван- крестьянский сын и чудо- юдо». В обоих случаях добро победило зло, но в чём разница? В обоих сказках герой победил и вознаграждён за свою смелость, ответственность. Но подвиг Ивана – это и освобождение для родной земли: «Без страху люди жить стали», продолжили заниматься мирным трудом. Победило добро для всех.

Поэтика сказки Как в этой сказке проявляется цифра 3? - У старика и старухи было 3 сына, - 3 ночи братья в дозор ходили, - 3 раза Иван – крестьянский сын сражался с чудом- юдом, - в каждом бою у чуда-юда прибавлялось по 3 головы, - в последнем бою 3 раза звал Иван своих братьев на помощь, - у чуда- юда было 3 жены, - по возвращении домой братьям на пути 3 раза встречались жёны чуда-юда, которые хотели навредить им.

Задание на дом: Выполнить письменно задание 7 на странице 39.