Медиаобразование в России
Российские школы медиаобразования Научная школа Ю.Н. Усова: формирование у учащихся знаний и умений восприятия и анализа экранных произведений искусства (70 – 90 годы XX века) Направление: развитие личности на материале аудиовизуальных художественных медиатекстов
Российские школы медиаобразования Научная школа Л.С. Зазнобиной: концепция школьного медиаобразования, интегрированного в базовое (90 - е годы XX века) Направление: подготовка школьников к жизни в современном информационном обществе
Российские школы медиаобразования Научная школа А.В. Федорова: концепция подготовки будущих учителей к медиаобразованию школьников (с 90 - х годов XX века) Направление: теоретические и экспериментальные исследования процессов медиаобразования студентов педагогических вузов в рамках специализации «Медиаобразование» (гос. номер )
Актуальность медиаобразования в современной России Противоречие: многократно отмеченное социологами увеличение роли медиа в жизни современного человека и низкий уровень медиакомпетентности/ медиаграмотности массовой аудитории
Гипотеза Процессе медиаобразования будет эффективным, если: вузы будут готовить медиакомпетентных педагогов; в школах и в учреждениях дополнительного образования будут активно внедрятся идеи интегрированного и факультативного медиаобразования; Будут организованы курсы повышения медиаграмотности учителей;
Объекты медиаобразования, интегрированного с базовым Учебная информация по той или иной отрасли знаний (независимо от источника и носителя) Информация, передаваемая по различным коммуникативным каналам, доступным учащимся Технические средства создания, накопления, преобразования, передачи и использования медиатекстов
Цели медиаобразования, интегрированного с базовым Обучение восприятию медиатекстов различных видов и жанров Развитие критического мышления, умений анализа медиатекстов Включение внеаудиторной информации в контекст общего базового образования Формирование умений находить, создавать, передавать и принимать медиатексты (с использованием различной техники - видео, компьютер, модем, факс, мультимедиа и др.)
Сущность методики интеграции медиаобразования в базовое Следует находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и внешних информационных потоков, обеспечивать их пересечение, а затем ставить и решать те медиаобразовательные задачи, которые соответствуют именно этому учебному материалу
Методика медиаобразования Использование современных педагогических технологий в медиаобразовательных целях. Подробно описана на сайте
Важные для медиаобразовательных целей результаты Включение внеаудиторной информации в систему формируемых учебном учреждении знаний Использование этих знаний при восприятии и осмыслении медиатекстов учащимися Умения интерпретировать, критически анализировать медиатексты, понимать их суть, адресную направленность, цель (то есть опираться на шесть ключевых понятий медиаобразования: «агентство», «категория», «технология», «язык», «репрезентация» и «аудитория») Умения находить требуемую информацию в различных медиатекстах, систематизировать ее по определенным признакам Умения трансформации визуальной информацию в вербальную и обратно. Умения создавать собственные медиатексты
Важные для медиаобразовательных целей результаты (по Л.С.Зазнобиной) Видоизменять объем, форму медиатекста, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена и др. Аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в медиатекстах Воспринимать альтернативные точки зрения, связанные с медиатекстами, и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них Устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между медиатекстами Вычленять главное в медиатексте, отчленять его от «шума» и др.
Проблемы Российского медиаобразования Отсутствие педагогической специальности «Медиаобразование» в вузах (вузовская специализация «Медиаобразование» официально введена с 2002 г.) Отсутствие массовой системы повышения квалификации, переподготовки учителей в области медиаобразования Слабая медиакомпетентность/ медиаграмотность российских педагогов Очаговый характер медиаобразовательного процесса в вузах и школах России