Факультативный курс : «Наш край» 2 класс Учитель начальных классов МБОУ СОШ 8 Соколова Т.Б.
Раздел: «Крестьянское жилище и утварь.»
Урок 1. Тема : «Особенности архитектуры и украшений избы. Связь мотивов деревянной резьбы с народными верованиями.»
Игра :ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ ! Знаете ли вы, из чего строили избы ? Знаете ли вы, из чего строили избы ? Знаете ли вы, основное орудие труда плотника ? Знаете ли вы, основное орудие труда плотника ? Знаете ли вы, составные части избы ? Знаете ли вы, составные части избы ? Знаете ли вы, зачем и как украшали свои жилища древние славяне? Знаете ли вы, зачем и как украшали свои жилища древние славяне?
Цифровой диктант. (Учитель читает детям утверждения, если дети согласны с утверждением, ставят 1, если не согласны 0.) При строительстве избы к брёвнам предъявлялись особые требования. При строительстве избы к брёвнам предъявлялись особые требования. Брёвна для строительства избы заготавливали зимой. Брёвна для строительства избы заготавливали зимой. Избу начинали рубить после Масленицы. Избу начинали рубить после Масленицы. Сруб ставили на фундамент. Сруб ставили на фундамент. Глазами дома считались окна. Глазами дома считались окна. Дверь в избу прорубали большую. Дверь в избу прорубали большую. При строительстве избы использовали гвозди. При строительстве избы использовали гвозди. Крышу покрывали железом. Крышу покрывали железом. Опытный плотник мог срубить избу с помощью одного топора. Опытный плотник мог срубить избу с помощью одного топора. Люди украшали своё жилище для красоты. Люди украшали своё жилище для красоты.
Проверь себя! Оцени себя: -справился сам! -требовалась помощь! -требовалась помощь!
Тест. Отбери необходимые предметы и инструменты для строительства избы. Наличники Наличники Венец Венец Подъёмный кран Подъёмный кран Молоток Молоток Гвозди Гвозди Брёвна Брёвна Конёк Конёк Топор Топор Слюда Слюда
Проверь себя. Наличники да Наличники да Венец да Венец да Подъёмный кран Подъёмный кран Молоток Молоток Гвозди Гвозди Брёвна да Брёвна да Конёк да Конёк да Топор да Топор да Слюда да Слюда да
А теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Всё равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. С. Есенин
По горизонтали: 1 – через него переступая, люди показывали, что пришли в дом с добром; 1 – через него переступая, люди показывали, что пришли в дом с добром; 2 –дерево, из которого рубили избу; 2 –дерево, из которого рубили избу; 3 – украшение окна; 3 – украшение окна; 4 – без какого праздника изба не строилась; 4 – без какого праздника изба не строилась; 5 – здесь встречали дорогих гостей; 5 – здесь встречали дорогих гостей; По вертикали: 6 – глаза дома; 6 – глаза дома; 7 – наклонные резные доски, которые украшали край крыши спереди; 7 – наклонные резные доски, которые украшали край крыши спереди; 8 – украшение- оберег на крыше; 8 – украшение- оберег на крыше; 9 – сруб без печи, летом там жили, а 9 – сруб без печи, летом там жили, а зимой хранили припасы; зимой хранили припасы;
7 п 7 п 7 п 7 п 1 п о рог и 6 о ч 8 к к е 2 с о с н а 3 н а л и ч н и 9 к 9 к 9 к 9 к и а и ь л н е ы 4 т р о и ц а 5 крыльцо
Урок 2. Тема: « Изучаем интерьер русской избы. Печь – душа крестьянского дома. Печь – душа крестьянского дома. Крестьянская мебель. Красный угол. Крестьянская мебель. Красный угол. Связь быта с фольклором.» Связь быта с фольклором.»
Цифровой диктант. (Учитель читает детям утверждения, если дети согласны с утверждением, ставят 1, если не согласны 0.) Помещение, где стояла русская печь, называли «избой, истопкой». Помещение, где стояла русская печь, называли «избой, истопкой». По народным поверьям под печью живёт домовой, покровитель домашнего очага. По народным поверьям под печью живёт домовой, покровитель домашнего очага. Все важные события семейной жизни отмечались у русской печи. Все важные события семейной жизни отмечались у русской печи. Русская изба освещалась электрической лампочкой. Русская изба освещалась электрической лампочкой. Дети, молодёжь в русской избе спали на полатях. Дети, молодёжь в русской избе спали на полатях. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Праздничная утварь хранилась в клетях. Праздничная утварь хранилась в клетях. Главное украшение избы составляли иконы. Главное украшение избы составляли иконы. Посуда хранилась в шкафах. Посуда хранилась в шкафах. Красный угол – это место в избе, где стояла печь. Красный угол – это место в избе, где стояла печь.
Проверь себя! Оцени себя! Оцени себя! Без ошибок – молодец! 1 -2 ошибки – хорошо!
Тест. Отбери крестьянскую мебель. Лавки СтолДиван СервантКровать ТумбочкаСундук КреслоСкамья
Лавки да Стол да Диван СервантКровать Тумбочка Сундук да Кресло Скамья да
По горизонтали: 1- Красненький петушок по жердочке бежит. 2- Стоит кошка о четыре ножки. 3- Книга раздвига о четыре листа, А серёдка пуста. А серёдка пуста. По горизонтали: 1- Красненький петушок по жердочке бежит. 2- Стоит кошка о четыре ножки. 3- Книга раздвига о четыре листа, А серёдка пуста. А серёдка пуста. По вертикали: 4- Ниже верху, выше печи, греет плечи. 5- Что из избы не вытащишь? По вертикали: 4- Ниже верху, выше печи, греет плечи. 5- Что из избы не вытащишь?
4 п 4 п 4 п 4 п 5 п 5 п 5 п 5 пое 1 л 1 л 1 л 1 лучина 2 с 2 с 2 с 2 скамья т 3 и 3 и 3 и 3 изба
Урок 3. Тема: «Крестьянская утварь. Посуда (глиняная, деревянная, плетёная), назначение и особенности посуды каждого вида.
Цифровой диктант. (Учитель читает детям утверждения, если дети согласны с утверждением, ставят 1, если не согласны 0.) Цифровой диктант. (Учитель читает детям утверждения, если дети согласны с утверждением, ставят 1, если не согласны 0.) Главным кухонным сосудом на Руси был горшок. Главным кухонным сосудом на Руси был горшок. Для подачи на стол кушаний использовались тарелки. Для подачи на стол кушаний использовались тарелки. Ложки на Руси делали из алюминия. Ложки на Руси делали из алюминия. С помощью кочерги передвигали горшки и чугунки в печи. С помощью кочерги передвигали горшки и чугунки в печи. Блюда изготавливали из дерева. Блюда изготавливали из дерева. С помощью ухвата размешивали угли и золу. С помощью ухвата размешивали угли и золу. Деревянные ложки украшались росписью и резьбой. Деревянные ложки украшались росписью и резьбой. Помелом очищали шесток в печи от угля и золы. Помелом очищали шесток в печи от угля и золы. Запасы хранились в бочках. Запасы хранились в бочках.
Оцени себя! Без ошибок – молодец! 1 -2 ошибки – хорошо!
1- Чёрный конь скачет в огонь. 2- Бычок рогат, в руках зажат, Еду хватает, а сам голодает. 3- Чёрный огарыш в печь поехал. 4- Огня не страшусь, воды не боюсь. 1- Чёрный конь скачет в огонь. 2- Бычок рогат, в руках зажат, Еду хватает, а сам голодает. 3- Чёрный огарыш в печь поехал. 4- Огня не страшусь, воды не боюсь. 5- Никто не таков, как Иван Будаков Сел на конь и поехал в огонь. 6- Огонь да вода, посерёдке труба. 7- Всех кормлю с охотою, а сама безротая. 5- Никто не таков, как Иван Будаков Сел на конь и поехал в огонь. 6- Огонь да вода, посерёдке труба. 7- Всех кормлю с охотою, а сама безротая
1 к 1 к 1 к 1 ко 5 ч 5 ч 5 ч 5 чергау г 6 с 6 с 6 с 6 с 2 у 2 у 2 у 2 ухват нм 3 п 3 п 3 п 3 поме 7 л 7 л 7 л 7 лого аж 4 г 4 г 4 г 4 горшок а
Урок 4. Тема: «Крестьянский двор – совокупность жилых и хозяйственных построек с жилых и хозяйственных построек с прилегающим участком.( Хлев, прилегающим участком.( Хлев, конюшня, птичник. Сенник, кладовая; конюшня, птичник. Сенник, кладовая; в подклети – погреба, ледники, в подклети – погреба, ледники, сарай; обособленно стояли баня, сарай; обособленно стояли баня, колодец, амбар, их назначение и колодец, амбар, их назначение и особенности). особенности).
Цифровой диктант. (Учитель читает детям утверждения, если дети согласны с утверждением, ставят 1, если не согласны 0.) Запасы на зиму хранились в погребах. Запасы на зиму хранились в погребах. Молочные, мясные продукты хранились в холодильнике. Молочные, мясные продукты хранились в холодильнике. Крестьянский двор – это земельный участок с множественными хозяйственными постройками. Крестьянский двор – это земельный участок с множественными хозяйственными постройками. Ближе всех к дому старались построить баню. Ближе всех к дому старались построить баню. Сено хранилось в погребе. Сено хранилось в погребе. Самое холодное помещение под домом назывался ледник. Самое холодное помещение под домом назывался ледник. В кладовой хранились: мука, крупы, яйца, соль. В кладовой хранились: мука, крупы, яйца, соль. Гуси, куры, утки жили в хлеву. Гуси, куры, утки жили в хлеву. Корову, овец, коз, поросят держали в конюшне. Корову, овец, коз, поросят держали в конюшне. Лошадей держали в сарае. Лошадей держали в сарае.
Оцени себя! Без ошибок -молодец! 1-2 ошибки – хорошо!
По горизонтали: 1- постройка для содержания скота; 2 - земельный участок со множественными хозяйственными пост- ройками; 3- постройка, где скребли и мели сказочного колобка; По вертикали: 4 –«холодильник» в крестьянском доме; 5- место в избе для хранения раз- личной утвари и некоторых продуктов; 6- эту клеть ставили у самой реки или озера; 7- место для хранения запасов на зиму.
5 к 5 к 5 к 5 к 1 х 1 х 1 х 1 хлев 4 л 4 л 4 л 4 ла ед 7 п 7 п 7 п 7 п 2 д 2 д 2 д 2 двора ног и 3 а 3 а 3 а 3 ам 6 б 6 б 6 б 6 бар кяае Нб я