Психологические основы организации образовательной среды теоретический семинар МБ ДОУ «Детский сад 268»
Всякий изобретатель является растением своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы для него и опираются на те возможности, которые существуют вне его… В психологии установлен закон: стремление к творчеству всегда пропорционально простоте среды Л.С.Выготский
Занятие 1. Представление о понятии «среда». Структурно- содержательная характеристика образовательной среды. Среда человека – это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний, условий и возможностей. Среда человека – это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний, условий и возможностей. «…под окружающей человека средой подразумевается совокупность условий и влияний, окружающих человека» «…под окружающей человека средой подразумевается совокупность условий и влияний, окружающих человека» Д.Ж.Маркович, 1991 Д.Ж.Маркович, 1991 Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. «Образование представляет собой явление деятельности по определению и формированию образа человека и его места в мире». «Образование представляет собой явление деятельности по определению и формированию образа человека и его места в мире». И.Я.Лернер И.Я.Лернер
Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении
Структура образовательной среды Компоненты Пространственно- Предметный (физическое окружение) Социальный (человеческие Факторы) Психо- дидактический (программа Обучения)
Занятие 2. Типология образовательной среды. Принципы и методы организации творческой образовательной среды Польский педагог Януш Корчак в своей книге «Как любить ребенка» (1919) описывает 4 типа «воспитывающей среды», где главными категориями выступают «свобода- зависимость» и «активность-пассивность» Польский педагог Януш Корчак в своей книге «Как любить ребенка» (1919) описывает 4 типа «воспитывающей среды», где главными категориями выступают «свобода- зависимость» и «активность-пассивность» Выделяют 4 типа образовательной среды: Выделяют 4 типа образовательной среды: «догматическая» характеризуется зависимостью и пассивностью; «догматическая» характеризуется зависимостью и пассивностью; «безмятежная» - пассивностью и свободой; «безмятежная» - пассивностью и свободой; «карьерная» - активностью и зависимостью; «карьерная» - активностью и зависимостью; «творческая» - свободой и активностью «творческая» - свободой и активностью
Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях 1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии; 1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии; 2) принцип активности, самостоятельности, творчества; 2) принцип активности, самостоятельности, творчества; 3) принцип стабильности-динамичности; 3) принцип стабильности-динамичности; 4) принцип комплексирования и гибкого зонирования; 4) принцип комплексирования и гибкого зонирования; 5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; 5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; 6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; 6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; 7) принцип открытости-закрытости; 7) принцип открытости-закрытости; 8) принцип учета половых и возрастных различий детей. 8) принцип учета половых и возрастных различий детей.
Принципы организации пространственной структуры образовательной среды (Г.А.Ковалев, Ю.Г.Абрамова) Принцип разнообразности и сложности среды - Создание множества соответствующих «микросред»; - выбор всеми субъектами образовательного процесса; - обширный комплекс развивающих возможностей; - проявление самостоятельности и свободной активности Связности различных функциональных зон Многофункциональное использование элементов предметной среды и включение их в различные функциональные структуры образовательного процесса Гибкости и управляемости среды - Возможность появления творческой, преобразующей активности; - изменение окружающего предметного мира; - возможность производить функциональные изменения различных предметов; - создание дидактических возможностей для педагогов, которые могут побуждать детей к активности, к принятию самостоятельных решений Среды как носителя символического сообщения Осознаваемости среды субъектами образовательного процесса. Для этого можно использовать эмблему и логотип учебного заведения; портреты первого директора, старейших педагогов, выдающихся выпускников; фотографии из школьной жизни прошлых лет; награды, сувениры, подарки гостями и т.д. Индивидуализи рованности среды Удовлетворение потребности в персонализированном пространстве. «Ребенок должен прежде всего иметь свой уголок, свою личную территорию, ощущение физической и эмоциональной безопасности» Автономности (сообразности жизненным проявления) среды Возможность функционирования в наиболее благоприятном для них ритме, соответствующем возрастным, половым, индивидуальным их особенностям
Занятие 3. Личность педагога в творческой образовательной среде. Механизм саморазвития личности в творческой образовательной среде. Диагностика образовательной среды По мнению В.Рубцова, «хорошие педагоги оценивают себя как привлекательных и любимых другими людьми. Других они рассматривают как самостоятельных и дружелюбных людей, признают в других чувство собственного достоинства, стремление к творчеству. Другие люди являются для таких воспитателей источником положительных эмоций. По мнению В.Рубцова, «хорошие педагоги оценивают себя как привлекательных и любимых другими людьми. Других они рассматривают как самостоятельных и дружелюбных людей, признают в других чувство собственного достоинства, стремление к творчеству. Другие люди являются для таких воспитателей источником положительных эмоций. Педагогическую функцию они видят в помощи ученикам и их поддержке, развитии их способностей». Педагогическую функцию они видят в помощи ученикам и их поддержке, развитии их способностей».
Образовательная среда очень тесно взаимодействует с субъектом, предоставляя ему комплекс возможностей: то, чем его обеспечивает, и что ему предлагает. При этом важно, что в отличие от «условий», «влияний» и «факторов», принадлежащих самой среде, но не субъекту, который в ней находится, ВОЗМОЖНОСТЬ представляет особое единство свойств образовательной среды и самого субъекта.