РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ
Лисина Мая Ивановна ( ) - выдающийся детский психолог, основатель оригинальной научной школы, автор концепции генеза общения ребенка со взрослым, она фактически стала основательницей отечественной психологии младенчества. В 1952 г. окончила отделение психологии философского факультета МГУ, училась в аспирантуре у А.В. Запорожца в Институте психологии АПН РСФСР. В 1955 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1962 г. заведовала лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста. В 1974 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет». С 1976 г. возглавляла отдел возрастной психологии Института общей и педагогической психологии. Профессор (1980). Член редколлегии журнала «Вопросы психологии». В конце 70-х гг. М.И. Лисиной и под ее руководством были проведены чрезвычайно яркие и красивые экспериментальные исследования общения младенцев со взрослым и его влияния на психическое развитие ребенка. Одним из основных методов в этих исследованиях было сравнительное изучение детей, воспитывающихся в семье и без семьи - в детских учреждениях закрытого типа.
Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина). Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства, результат. В процессе общения складываются субъектно-субъективные отношения, поскольку каждый его участник выступает субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.
Общение направлено на удовлетворение важной духовной потребности, которая является одной из ведущих на протяжении всей жизни человека. Общение направлено на удовлетворение важной духовной потребности, которая является одной из ведущих на протяжении всей жизни человека. Потребность в общении состоит в стремлении к особого рода познанию себя и других как личностей, которое неотделимо от отношения, т.е. от стремления к оценке и самооценке. Потребность в общении состоит в стремлении к особого рода познанию себя и других как личностей, которое неотделимо от отношения, т.е. от стремления к оценке и самооценке. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя, на основе чего совершается регуляция деятельности. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя, на основе чего совершается регуляция деятельности.
Среди средств общения выделяют две группы: вербальные (речь) вербальные (речь) невербальные (экспрессивно-мимические - улыбка, мимика и предметные - позы, жесты, предметные действия). невербальные (экспрессивно-мимические - улыбка, мимика и предметные - позы, жесты, предметные действия). Причем речь - это ведущее средство, позволяющее передать максимально богатое содержание. В то же время речевые средства подкрепляются невербальными, которые дают дополнительную информацию о собеседнике. Причем речь - это ведущее средство, позволяющее передать максимально богатое содержание. В то же время речевые средства подкрепляются невербальными, которые дают дополнительную информацию о собеседнике.
Процесс общения составляют три стороны: социально-перцептивная - восприятие и понимание другого человека социально-перцептивная - восприятие и понимание другого человека интерактивная – межличностное взаимодействие интерактивная – межличностное взаимодействие коммуникативная - передача информации. коммуникативная - передача информации.
Формы общения У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная внеситуативно-познавательная внеситуативно-личностная. внеситуативно-личностная.
Ситуативно - личностная Ситуативно-личностное общение, характерно для младенчества. Оно зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребёнка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребёнка. Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным содержанием общения. Ребёнка привлекает личность взрослого, а всё остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остаются на втором плане.
Ситуативно – деловая В раннем возрасте ребёнок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по-прежнему необходимы тёплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотрудничестве, которая вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности может быть реализована в совместных действиях со взрослыми. Ребёнок и взрослый выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют всё более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребёнком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение развёртывающееся в ситуации совместной деятельности, названо ситуативно- деловым.
Внеситуативно - познавательная С появлением первых вопросов ребёнка: «почему?», «зачем?», «откуда?», « как?» - начинается новый этап в развитии его общения со взрослыми, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами. Ребёнок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее, а именно, как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим всё на свете, становится для него всё тот же взрослый человек.
Внеситуативно - личностная Внеситуативно - личностное общение, возникающее в середине или конце дошкольного возраста. Взрослый для ребёнка - высший авторитет, чьи указания,требования,замечания принимаются по- деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6-7 годам, ребёнок будет психологически не готов к школьному обучению.
Возраст ПериодФорма общения Дополнительная потребность, удовлетворяемая в общении. До 1 года Младенческий возраст Ситуативно- личностное общение Потребность в доброжелательном внимании 1-3 года Ранний возраст Стиуативно- деловое общение Потребность в сотрудничестве 3-5 лет Младший и средний дошкольный возраст Внеситуативно- познавательное общение Потребность в уважении взрослого; познавательная потребность. 4-6 лет Средний и старший дошкольный возраст Внеситуативно- личностное общение Потребность во взаимопонимании и сопереживании