Международное значение проекта и роль международных организаций Виеслав Якубовяк Координатор Программы ВОЗ по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации
2 Уровень зарегистрированной заболеваемости ТБ, or more No report TB notification rates, 2003 The designations employed and the presentation of material on this map do not imply the expression of any opinion whatsoever on the part of the World Health Organization concerning the legal status of any country, territory, city or area or of its authorities, or concerning the delimitation of its frontiers or boundaries. White lines on maps represent approximate border lines for which there may not yet be full agreement. © WHO 2004
3 Россия занимает 11-е место среди 22 стран с наиболее высоким количеством больных туберкулезом Количество новых больных туберкулёза в Европейском регионе ВОЗ по субрегионам в гг.
4 Прогресс в достижении Глобальных целей борьбы с туберкулезом 70/85 к 2005 г. Выявление случаев заболевания туберкулезом: 45% в 2003 Эффективность лечения: 82% в 2002 г. Stop TB Department НАИЛУЧШИЙ ПРОГНОЗ: Цель по излечению практически достигнута (82-85%) Приближение к цели по выявлению, возможно до 60%
5 Глобальные цели борьбы с ТБ Всемирная ассамблея здравоохранения (2005): Обеспечить выявление, как минимум, 70% больных ТБ с положительной микроскопией мокроты Добиться успешного лечения, как минимум, 85% впервые выявленных больных ТБ с положительной микроскопией мокроты «Цели тысячелетия в области развития» (2015) – Цель 6: Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями Задача 8: остановить к 2015 г. распространение малярии и других основных болезней, положив начало тенденции к сокращению заболеваемости Индикатор 23: распространенность и смертность в связи с ТБ Индикатор 24: доля больных ТБ, выявленных и излеченных по стратегии DOTS Практическая цель: 50-процентное сокращение распространенности ТБ и смертности от ТБ к 2015 г. Stop TB Department
6 Заболеваемость Распространенность Смертные случаи
7 Восточная Европа АРТ UNAIDS Смертные случаи от ТБ/100 тыс. в год
8 Экстремальный сценарий борьбы с туберкулезом С 2006 г. - 90% уровень выявления и 85% эффективность лечения С 2006 г % тестирование больных с положительным результатом культурального исследования на лекарственную устойчивость В 2006 г. - 70% больных МЛУ ТБ получают помощь в соответствии со стратегией DOTS-Plus с постепенным повышением уровня охвата к 2015 г. до 100% С 2006 г. эффективность лечения больных МЛУ-ТБ в рамках стратегии DOTS-Plus составляет 85% К 2010 г. уровень МЛУ-ТБ среди больных с бактериовыделением (положительным результатом микробиологического исследования) снижается с 10% до 5% К 2010 г. соотношение случаев повторного лечения к впервые выявленным случаям снижается с 42% до 10% и остается на уровне 10%
9 Экстремальный сценарий - дополнительные инвестиции Общие (выявление случаев заболевания и эффективность лечения) Проведение встреч и конференций на высоком уровне с целью повышения политической приверженности Усиленная техническая поддержка Выявление случаев заболевания Активный скрининг в группах риска Ускоренное развитие лабораторной службы Успешные результаты лечения Быстрые методы тестирование всех случаев с положительным результатом культурального исследования Быстрые методы тестирования случаев с подозрением на МЛУ Тренинг по использованию быстрых методов диагностики Улучшение организации лечения, используя методы лечения на дому и социальную поддержку Использование лекарств нового поколения Впервые выявленные случаи в рамках DOTS Случаи МЛУ ТБ в рамках DOTS-Plus
10 Основные показатели прогресса и результатов Показатели Охват стратегией DOTS46%63%100% Выявление случаев заболевания40%52%72%97% Успешное лечение75%79%85% Больные с МЛУ ТБ, леченные в программах DOTS-Plus 5%24%70%100% Успешное лечение МЛУ ТБ71%75%78%80% Больные туберкулезом в регионах с высоким бременем ТБ/ВИЧ, обследованные на ВИЧ 75%81%85% Больные ТБ с положительным результатом обследования на ВИЧ в регионах высоким бременем ТБ/ВИЧ, проходящие AРТ 3%10%52% Впервые диагностированные больные ВИЧ инфекцией в регионах с высоким бременем ТБ/ВИЧ, обследованные на ТБ 5%20%100%
11 Глобальный план (фаза 2): расходы по типу инвестирования
12 Глобальный план (фаза 2): имеющееся финансирование и необходимые средства
13 Призывает государства-члены (включая Россию): Определить объем имеющихся и требуемых ресурсов для оценки дефицита финансирования Обеспечить наличие внутренних и внешних ресурсов, необходимых для достижения «Целей тысячелетия в области развития» (ЦТР) 2015 г. Создать национальные Партнерства «Остановить ТБ» для поддержки долгосрочного распространения стратегии DOTS Обеспечить доступ всех пациентов к медико-санитарной помощи на уровне международного стандарта по принципам стратегии DOTS Мобилизовать общественность для борьбы с ТБ Наладить сотрудничество между программами борьбы с ТБ и ВИЧ/СПИДом Включить компонент борьбы с ТБ в национальные планы развития систем здравоохранения Stop TB Department Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения (май 2005 г.) Устойчивое финансирование профилактики и борьбы с ТБ
14 Цель Глобальной стратегии «Остановить ТБ» на гг. Укрепить достигнутые результаты и влияние проводимых мероприятий для достижения к 2015 г. «Целей тысячелетия» по компоненту борьбы с ТБ, согласно призыву Всемирной ассамблеи здравоохранения 2005 г. Способствовать повсеместному распространению качественных мероприятий в рамках DOTS, особенно среди самых бедных слоев населения Гарантировать равный доступ к квалифицированной противотуберкулезной помощи всем больным Способствовать укреплению систем здравоохранения Реагировать на нужды разных групп населения Оказывать поддержку новым разработкам Служить основой Глобального плана «Остановить ТБ» -2 на гг. Оказывать помощь инициативам, направленным на облегчение бремени нищеты и развития прав человека Stop TB Department
15 1.Распространение и укрепление мероприятий DOTS 2.Борьба с ТБ/ВИЧ и МЛУ ТБ 3.Содействие укреплению систем здравоохранения 4.Объединение усилий всех секторов, оказывающих медико-санитарную помощь 5.Расширение полномочий больных и общественности 6.Финансирование и продвижение научных разработок Stop TB Department Глобальная стратегия «Остановить ТБ», рекомендованная ВОЗ
16 Глобальный Фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией : заявка России Глобальный Фонд предоставляет дополнительное финансирование мер по борьбе с туберкулезом в рамках Национальной Программы противотуберкулезной помощи РФ в размере 91 миллиона долларов США. Основой для заявки для ГБ является пятилетний стратегический план ( ). Средства ГФ будут поступать в федеральный и региональный бюджеты и будут использоваться как для гражданских нужд, так и для потребностей и реализации программ пенитенциарной системы; пятилетний заем Мирового Банка в размере 100,000,000 долларов США для реализации компонентов специализированной программы и другие двусторонние донорские отчисления для реализации пилотных проектов в течение ближайших нескольких лет
17 Основные сложности Переходный период (реформирование системы здравоохранения и административные реформы) Управление поставками и запасами лекарственных препаратов Рост заболеваемости МЛУ ТБ и ВИЧ/СПИДом Недостаточные мощности лабораторных служб (выявление и диагностика) Неудовлетворительный контроль ТБ, включая МЛУ ТБ и ВИЧ/СПИД Повышение квалификации профессиональных кадров Недостаточное вовлечение первичной медицинской помощи в процесс контроля ТБ
18 Данные пилотных проектов - причины недостаточной эффективности лечения Поздняя диагностика Недостаточный контроль за лечением Недостаточный контроль за внутрибольничной ТБ инфекцией Недостаточная преемственность в лечении Транспортные проблемы Проблемы с передачей информации о больных Социальный статус б-х с неудачами лечения: Злоупотребляет алкоголем 90% Неработающие – 90% Не имеют семьи – 70% Причины неудач Нерегулярный прием противотуберкулезных препаратов в фазе продолжения - 82% В том числе МЛУ – от 30 до 50% Неконтролируемое лечение – 27%
19 Рекомендации по повышению эффективности лечения Контролируемый прием лекарств больными на всех этапах лечения Строгое соблюдение режимов химиотерапии Совершенствование амбулаторного лечения Организация преемственности в лечении на всех этапах Максимальное приближение места лечения к месту жительства больного Поощрение больных, не нарушающих режим лечения, и социальная поддержка Обеспечение возможности выезда медицинского персонала к больным
20 Техническое содействие со стороны ВОЗ и международных организаций (1) Оказание консультационной помощи и технического содействия по следующим разделам: Разработка технической и методической документации Разработка и осуществление плана внешнего мониторинга и оценки Подготовка планов учебных курсов и материалов Развитие системы мониторинга на федеральном и региональном уровнях Оценка потребностей и подготовка плана закупок Совершенствование организации лечения и курации на федеральном и региональном уровнях Развитие системы обеспечения качества противотуберкулезных препаратов Разработка технических протоколов социальной помощи
21 Техническое содействие со стороны ВОЗ и международных организаций (2) Оказание консультационной помощи и технического содействия по следующим разделам: Создание межведомственных специализированных центров по МЛУ-ТБ Подача заявок в Комитет зеленого света и обеспечение противотуберкулезными препаратами второго ряда Совершенствование мер инфекционного контроля в противотуберкулезных учреждениях Развитие партнерства и координации Разработка, печать и распространение обучающих материалов Организация ТБ/ВИЧ отделов Подготовка ТБ/ВИЧ эпидемиологического бюллетеня Организация и проведение конференций на региональном и федеральном уровнях
22 Ожидаемые результаты (1) Системная стратегия и устойчивость Усовершенствование навыков и подходов к управлению и организации программы противотуберкулезных мероприятий на всех уровнях Совершенствование системы мониторинга и внедрение новых форм регистрации случаев заболеваний и форм отчетности Укрепление системы обеспечения качества противотуберкулезных препаратов Повышение эффективности лечения и лечения МЛУ ТБ Усовершенствование подходов к контролю за ТБ/ВИЧ Развитие межведомственного взаимодействия и сотрудничества
23 Ожидаемые результаты (2) Инфраструктура и ресурсы Развитие кадрового потенциала Повышение уровня знаний среди фтизиатров и врачей первичной медицинской помощи и ОЛС Развитие инфрастуктуры выявления и диагностики ТБ Развитие системы и обеспечение ресурсов для должной организации лечения, курации и мониторинга Укрепление инфрастуктуры контроля за МЛУ ТБ Развитие материально-технической базы контроля за ТБ/ВИЧ Повышение инфраструктурного потенциала и оснащения службы в пенитенциарной системе
24 Ожидаемые результаты (3) Здравоохранение Повышение доступности к и качества противотуберкулезной помощи и профилактики ТБ Привлечение общественности и повышение санитарной грамотности населения Увеличение доступности и повышение качества лечения МЛУ ТБ Повышение доступности к консультированию по вопросам ВИЧ и тестированию на ВИЧ