Профессиональная компетентность педагога ДОУ. Круглый стол. Цель: обмен опытом педагогов ДОУ по проблеме осуществления работы над повышением личной профессиональной компетентности.
Повестка педсовета: 1. Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога.(на основе нормативно-правовых документов). 2. Обеспечить обмен опытом работы педагогов по повышению личной профессиональной компетентности. 3. Разрешить проблемы организации самостоятельной работы над повышением личного профессионального уровня педагогов. Планируемый результат: освоены теоретические понятия темы -100% педагогов; Составлена диаграмма самооценки уровня развития профессиональных компетентностей – 100% педагогов; Подготовлены проекты пошаговой работы над повышением личной профессиональной компетентности – 100%педагогов.
1. Основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога. Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. (из методических материалов к аттестации педагогов) Компетентность (от англ. competence) - совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетенция (от лат. competere соответствовать, подходить) способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области. Эмпатийность - Эмпатия постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Рефлексия это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Компетентностный профиль – совокупность компетенций, необходимых для решения всех функциональных задач соответствующей профессиональной деятельности.
Компетентностный профиль работников различных квалификационных категорий должен содержать как качественный состав компетенций, так и меру их выраженности. Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональное образование, профессиональный опыт, мотивацию, профессиональную компетентность и другие профессиональные характеристики. Профессиональная квалификация непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, она обеспечивает готовность выполнения профессиональных задач соответствующего уровня. Профессиональный стандарт педагогической деятельности – система требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности. Эти качества не сводятся к знаниям, умениям, способностям и личностным характеристикам работника, которые в своих интегральных проявлениях лежат в основе профессиональной компетентности. Аттестация – выявление соответствия работника определенному уровню квалификации - готовности и способности решать функциональные задачи определенной сложности.
Ступени профессионального роста педагога: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство. Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма педагога, который позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся. Педагогическое мастерство - высокая степень совершенства учебной и воспитательной умелости, обеспечивающая высокую эффективность учебно- воспитательного процесса. Педагогическое творчество характеризуется внесением в учебно- воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса. Педагогическое новаторство -высший уровень профессиональной деятельности Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.
В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей: 1. Компетентность в области личностных качеств. 2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности. 3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности. 4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. 5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. 6. Компетентность в организации педагогической деятельности.
1. Компетентность в области личностных качеств 1.1. Эмпатийность и социорефлексия 1.2. Самоорганизованность 1.3. Общая культура 2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности 2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся 2.2. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу 2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач 3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности 3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности 3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся 3.3. Умение создавать условия для само мотивирования обучающихся 4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности 4.1. Компетентность в методах преподавания 4.2. Компетентность в предмете преподавания 4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности 5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений 5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу 5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы 5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях 6. Компетентность в области организации учебной деятельности 6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения 6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся 6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание
План работы по повышению профессиональной компетентности Задача Содержание деятельности Формы повышения квалификации Научиться разрабатывать собственную программу Изучить периодические издания. Изучить методические требования к подготовке программ. Познакомиться с опытом коллег. Подготовить проект программы по предмету « « Обмен опытом. Курсы. Семинар- практикум Консультация методиста УОАГ Ожидаемый результат: Проект программы по предмету
Возможные формы повышения квалификации. 1. Учеба на комплексных курсах повышения квалификации в ПИППКРО, дистанционных курсах. 2. Учеба на проблемных курсах повышения квалификации в ПИППКРО для решения каких-либо проблем обучения 3. Самообразование 4. Творческие мастерские 5. Городские методические объединения ( указать какие) 6. Форум образовательных инициатив (в городе, крае) 7. Тематические педсоветы 8. Методические недели 9. Открытые занятия опытных, интересных педагогов 10.Семинары-практикумы в ДОУ 11. Участие в работе творческой группы 12. Консультации 13. Обмен опытом в порядке личной инициативы 14. Общение с коллегами из других ДОУ нашего города, других городов.
«Сводная таблица показателей развития уровня компетентностей у педагогов ДОУ» Наименование компетентностей Высокий уровень владения Низкий уровень владения 1. Компетентность в области личностных качеств 2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности. 3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности. 4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. 5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. 6. Компетентность в организации педагогической деятельности.