Урок русского языка «Что изучает стилистика. Понятие о стиле и речевой ситуации.» Михайлова Светлана Петровна Учитель русского языка и литературы 5 класс
Расскажите по плану о назначении одежды, в которую одеты ребята: )Куда можно пойти в этой одежде? 2) С какой целью её надевают? 3)Как называется такая одежда?
1) Разыскивается. Ушёл из дома и не вернулся мальчик. Приметы: волосы темно-русые, глаза большие, голубые. Одет был бедно: в синее пальто, на руках – большие рукавицы. При себе имел детские салазки. В последний раз его видели на площади, когда он прицепил свои салазки к большим саням, которые скрылись в переулке. 2) (?) совсем посинел, даже чуть не почернел от холода, но не замечал этого: поцелуи (?) королевы сделали его не чувствительным к стуже, да и само сердце его превратилось в кусок льда… Он смотрел на льдины и всё думал, думал до того, что голова у него заболела. Мальчик сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой. Могло показаться, что он замёрз. 3) - Карр! Эта бедная девчушка ищет своего названого братца. Ей нужно пробраться во дворец, чтобы увидеть нашего принца. Вдруг это он! Наш принц, как и её брат, был одет бедно, за словом в карман не лезет… Доррогая, мы должны помочь бедняжке! - Ах, как трогательно!
2) Кай совсем посинел, даже чуть не почернел от холода, но не замечал этого: поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к стуже, да и само сердце его превратилось в кусок льда… Он смотрел на льдины и всё думал, думал до того, что голова у него заболела. Мальчик сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой. Могло показаться, что он замёрз. 3) - Карр! Эта бедная девчушка ищет своего названого братца. Ей нужно пробраться во дворец, чтобы увидеть нашего принца. Вдруг это он! Наш принц, как и её брат, был одет бедно, за словом в карман не лезет… Доррогая, мы должны помочь бедняжке! - Ах, как трогательно! 1) Разыскивается. Ушёл из дома и не вернулся мальчик. Приметы: волосы темно-русые, глаза большие, голубые. Одет был бедно: в синее пальто, на руках – большие рукавицы. При себе имел детские салазки. В последний раз его видели на площади, когда он прицепил свои салазки к большим саням, которые скрылись в переулке.
Любое наше высказывание мы создаем с учётом речевой ситуации (с кем говорим? где? с какой целью?). Речь – одежда для наших мыслей! РС с кем говорим? с одним человеком (1 - 1) со многими людьми (1 - много) где где? в официальной обстановке (о/о) в неофициальной обстановке (н/о) с какой целью? общение сообщение воздействие
Выпишите примеры, которые обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку: Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у друга, в библиотеке. Ответ: дома, в школе на перемене, на прогулке в лесу, в гостях у друга.
Распределите примеры на три группы с учётом цели высказывания: а) общение, б) сообщение, в) воздействие (воздействовать можно на поведение, на чувства, на воображение): Отвечать урок, здороваться, делать замечание нарушителю дисциплины, делиться с товарищами летними впечатлениями, делать доклад в кружке, объяснять задачу однокласснику, приглашать ребят в поход, обсуждать с ними маршрут, давать сведения о местности. общение сообщение воздействие Здороваться, делиться с товарищами летними впечатлениями, обсуждать с ребятами маршрут. Отвечать урок, делать доклад на кружке, приглашать друзей в поход, давать сведения о местности. Делать замечание нарушителю дисциплины, объяснять задачу однокласснику.
Определение речевой ситуации: 1) Разыскивается. Ушёл из дома и не вернулся мальчик. Приметы: волосы темно-русые, глаза большие, голубые. Одет был бедно: в синее пальто, на руках – большие рукавицы. При себе имел детские салазки. В последний раз его видели на площади, когда он прицепил свои салазки к большим саням, которые скрылись в переулке. РС 1 - много о/о (газетная рубрика «Разыскивается») сообщение
Определение речевой ситуации: 2) Кай совсем посинел, даже чуть не почернел от холода, но не замечал этого: поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к стуже, да и самое сердце его превратилось в кусок льда… Он смотрел на льдины и всё думал, думал до того, что голова у него заболела. Мальчик сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой. Могло показаться, что он замёрз. РС 1 - много о/о (художественное произведение) воздействие
Определение речевой ситуации: 3) - Карр! Эта бедная девчушка ищет своего названого братца. Ей нужно пробраться во дворец, чтобы увидеть нашего принца. Вдруг это он! Наш принц, как и её брат, за словом в карман не лезет… Доррогая, мы должны помочь бедняжке! - Ах, как трогательно! РС н/о (диалог) общение
Что такое стиль? Стиль Стиль (от лат. stilus) – способ выражения мысли, который определяется речевой ситуацией. Стилистика Стилистика – наука о стилях речи.
Что у нас в тетради? Речевая ситуация. Любое наше высказывание мы создаём с учётом речевой ситуации. Неофициальная обстановка: дома, в школе на перемене, на прогулке в лесу, в гостях у друга. Определение цели высказывания: Определение речевой ситуации трёх текстов. Стиль Стиль (от лат. stilus) – способ выражения мысли, который определяется речевой ситуацией. Стилистика Стилистика – наука о стилях речи. общение сообщение воздействие Здороваться, делиться с товарищами летними впечатлениями, обсуждать с ребятами маршрут. Отвечать урок, делать доклад на кружке, приглашать друзей в поход, давать сведения о местности. Делать замечание нарушителю дисциплины, объяснять задачу однокласснику.