Тема урока: Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина» Михаил Юрьевич Лермонтов ( – гг. )
Цели урока: отработать навыки анализа стихотворения; отработать навыки анализа стихотворения; обратить внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения; обратить внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения; расширить словарь учеников; расширить словарь учеников; углубить литературоведческие знания; углубить литературоведческие знания; показать новаторство поэта в разработке темы; показать новаторство поэта в разработке темы; сопоставить поэзию и живопись. сопоставить поэзию и живопись.
Оборудование урока: Оборудование урока: Пейзажи А.К. Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Левитана и других художников
Эпиграф «Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта…Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято, разумно» «Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта…Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято, разумно» Н.А.Добролюбов. Н.А.Добролюбов.
Структура урока: Работа над эпиграфом Работа над эпиграфом Словарная работа (на протяжении всего урока) Словарная работа (на протяжении всего урока) Творческая история стихотворения Творческая история стихотворения Чтение стихотворения Чтение стихотворения Лингвистический анализ произведения Лингвистический анализ произведения Осмысление результатов работы Осмысление результатов работы
Эпиграф «Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта…Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято, разумно» «Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта…Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято, разумно» Н.А.Добролюбов. Н.А.Добролюбов.
Словарная работа Пафос (греч.) - страсть, чувство, которое пронизывает все произведения, творчество. Пафос (греч.) - страсть, чувство, которое пронизывает все произведения, творчество. Родина Родина «Место, где кто родился» (словарь церковнославянского и русского языка, 1847 г.)«Место, где кто родился» (словарь церковнославянского и русского языка, 1847 г.) «родимая земля, чье место рождения», «земля, государство, где кто родился» (в широком значении»; город, деревня (в узком значении). (По словарю В. И.Даля);«родимая земля, чье место рождения», «земля, государство, где кто родился» (в широком значении»; город, деревня (в узком значении). (По словарю В. И.Даля); 1. Отечество, родная страна…. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь» (словарь С.И.Ожегова)1. Отечество, родная страна…. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь» (словарь С.И.Ожегова) Отчизна Отчизна - «Отечество, родина» (По словарю В.И.Даля) - «Отечество, родина» (По словарю В.И.Даля) - «(высокое) Отечество, Родина» (По словарю С.И.Ожегова) - «(высокое) Отечество, Родина» (По словарю С.И.Ожегова)
Творческая история стихотворения В середине января 1841 года Лермонтов покинул Кавказ и выехал в Петербург через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. После путешествия по России в годах он написал «Бородино», «Песню про купца Калашникова». И вновь возникла потребность сказать о Родине. В апрельском номере журнала «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина», которое занимает особое место в русской патриотической поэзии. Для своего времени оно было по-настоящему новаторским.
Чтение стихотворения Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полного доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю – за что, не знаю сам – Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень; Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужиков.
Лингвистический анализ произведения В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано ч названием «Родина». Почему? В чес поэт видел разницу между этими словами? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к композиции произведения! Сколько частей в стихотворении и о чем они? В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано ч названием «Родина». Почему? В чес поэт видел разницу между этими словами? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к композиции произведения! Сколько частей в стихотворении и о чем они? В стихотворении две части; первая часть – отстаивание в полемике с воображаемым оппонентом права на любовь к родине, вторая 0 объяснение, что значит для поэта родина, каковы ее символы. В стихотворении две части; первая часть – отстаивание в полемике с воображаемым оппонентом права на любовь к родине, вторая 0 объяснение, что значит для поэта родина, каковы ее символы. Докажите, что автор спорит, причем не только с кем-то, но и с самим собой (2-й стих). В чем синтаксические особенности этих частей? Докажите, что автор спорит, причем не только с кем-то, но и с самим собой (2-й стих). В чем синтаксические особенности этих частей? Первая часть состоит из трех простых предложений – поэт отвергает такой образ родины. Вторая часть состоит из трех простых предложений, осложненных однородными членами и обособлениями, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить. Первая часть состоит из трех простых предложений – поэт отвергает такой образ родины. Вторая часть состоит из трех простых предложений, осложненных однородными членами и обособлениями, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.
В чем необычность первого предложения с точки зрения пунктуации? В чем необычность первого предложения с точки зрения пунктуации? Предложение содержит и противопоставления, и восклицания. Первый же стих окрашен эмоционально, он сразу передает волнение поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание! Предложение содержит и противопоставления, и восклицания. Первый же стих окрашен эмоционально, он сразу передает волнение поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание! Проанализируйте первый стих с точки зрения художественной речи. Какое слово является ключевым? Проанализируйте первый стих с точки зрения художественной речи. Какое слово является ключевым? Ключевое слово – люблю, выделенное эллипсисом. Эллипсис – пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения. Ключевое слово – люблю, выделенное эллипсисом. Эллипсис – пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения. Какое слово пропущено? Какую роль играет противительный союз но? Какое слово пропущено? Какую роль играет противительный союз но? Запятая перед противительным союзом но требует паузы тем самым выделяя интонационно следующие за союзом слово странною. Запятая перед противительным союзом но требует паузы тем самым выделяя интонационно следующие за союзом слово странною. Какое слово удивило вас? Какое слово удивило вас? Странною любовью Странною любовью Дайте толкование этого слова. Дайте толкование этого слова. Эпитет странная имеет следующие толкования: «своеобычный, причудливый» (словарь 1847 года); «чудный, необычный, необыкновенный, особенный» (словарь В.И.Даля); «необыкновенный, непонятный, необычный, особенный, вызывающий недоумение» (словарь С.И.Ожегова). Эпитет странная имеет следующие толкования: «своеобычный, причудливый» (словарь 1847 года); «чудный, необычный, необыкновенный, особенный» (словарь В.И.Даля); «необыкновенный, непонятный, необычный, особенный, вызывающий недоумение» (словарь С.И.Ожегова).
Выберите из этого синонимического ряда эквивалент, который, на ваш взгляд, наиболее соответствует данному слову Выберите из этого синонимического ряда эквивалент, который, на ваш взгляд, наиболее соответствует данному слову Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его. Своеобразный, непонятный, особенный. Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его. Своеобразный, непонятный, особенный. Объясните свой выбор. Сделать это вам поможет следующий вопрос. Местоимения какого лица преобладают в стихотворении? Объясните свой выбор. Сделать это вам поможет следующий вопрос. Местоимения какого лица преобладают в стихотворении? Местоимения 1-го лица единственного числа (я, мой, мне). Поэт подчеркивает свое понимание, личное понимание Родины, это только его точка зрения. Местоимения 1-го лица единственного числа (я, мой, мне). Поэт подчеркивает свое понимание, личное понимание Родины, это только его точка зрения. Какова роль инверсии? Какова роль инверсии? Инверсия – перестановка слов, нарушающая обычный порядок в предложении, меняющая только оттенки смысла и применяемая в стилистических целях. Инверсия люблю …я требует постановки логического ударения на я, что еще раз подчеркивает лиризм стихотворения и своеобычность того, о чем говорит автор. Инверсия – перестановка слов, нарушающая обычный порядок в предложении, меняющая только оттенки смысла и применяемая в стилистических целях. Инверсия люблю …я требует постановки логического ударения на я, что еще раз подчеркивает лиризм стихотворения и своеобычность того, о чем говорит автор. Проведите лингвистический эксперимент: замените в первом стихе слово отчизна словом родина (люблю я родину, но…) Почему Лермонтов, назвав стихотворение «Родина», пишет о любви к отчизне? С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Проведите лингвистический эксперимент: замените в первом стихе слово отчизна словом родина (люблю я родину, но…) Почему Лермонтов, назвав стихотворение «Родина», пишет о любви к отчизне? С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Со славой, купленной кровью, с преданиями старины. Со славой, купленной кровью, с преданиями старины.
Найдите слова высокие, поэтические. В какой части они преобладают? Почему слава, покой, преданья не шевелят в душе поэта «отрадного мечтанья»? Найдите слова высокие, поэтические. В какой части они преобладают? Почему слава, покой, преданья не шевелят в душе поэта «отрадного мечтанья»? Поэт отвергает официальную народность, казенный патриотизм. Поэт отвергает официальную народность, казенный патриотизм. Какова роль союза ни? Какова роль союза ни? Он усиливает отрицание. Он усиливает отрицание. Дайте толкование слов отрадное и отрада? Дайте толкование слов отрадное и отрада? Отрада – «утеха, услада, утешенье, успокоение, наслаждение, что покоит, облегчает скорбь». (В.И.Даль).Отрада – «утеха, услада, утешенье, успокоение, наслаждение, что покоит, облегчает скорбь». (В.И.Даль). Отрада – «чувство удовольствия, радости. Удовлетворения» (С.И.Ожегов) Отрада – «чувство удовольствия, радости. Удовлетворения» (С.И.Ожегов) Отрадное – доставляющее удовольствие, приятное, отраду. У Лермонтова – это мечтанье, несущее утешенье, надежду, задевающее самые сокровенные струны души. Отрадное – доставляющее удовольствие, приятное, отраду. У Лермонтова – это мечтанье, несущее утешенье, надежду, задевающее самые сокровенные струны души. Образ родины раскрывается во второй части стихотворения. Можно ли сказать, что оно посвящено природе, что оно относится к пейзажной лирике? Почему из множества примет родины поэт выбирает степи, леса, реки? Какие тропы использует Лермонтов? Образ родины раскрывается во второй части стихотворения. Можно ли сказать, что оно посвящено природе, что оно относится к пейзажной лирике? Почему из множества примет родины поэт выбирает степи, леса, реки? Какие тропы использует Лермонтов? Олицетворение, эпитет, сравнение. Олицетворение, эпитет, сравнение.
Люблю отчизну я, но странною любовью! Тема родины впервые в русской поэзии представлена как проблема, которую каждый может решить по-своему. Поэт впервые «малую родину», изображенную более реально и объективно, чем это делалось до него, соотнес с понятием «большой родины», сделал «малую родину» самым главным элементом сложного понятия «большой родины». Такое соотношение впоследствии стало традиционным в русской поэзии. Создавая художественный образ Родины, русские поэты обычно использовали лексику, называющую деревья (дуб, липа). Лермонтов впервые употребил слово береза, в сочетании со словом чета. Впервые в русской поэзии гражданская тема воплотилась в интимном, лирическом жанре, причем именно Лермонтов завершил начавшийся при Пушкине распад жанровых стихотворений, утвердив окончательно реалистический метод изображения действительности.