Л.Л. Босова, УМК по информатике для 5-7 классов Москва, 2007 Алгоритмы и исполнители
2 из 18 Что такое алгоритм Алгоритм Алгоритм – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.
3 из 18 Слово «алгоритм» происходит от имени выдающегося арабского ученого Аль-Хорезми. Как научный термин первоначально оно обозначало правила выполнения действий в десятичной системе счисления, автором которых был Аль-Хорезми. С течением времени это слово приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий. О происхождении слова «алгоритм»
4 из 18 Исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять определенный набор команд. Примеры: Кнопка вкл/выкл электропитания на корпусе монитора Переход в начало Пауза Стоп Переход в конец Воспроизведение
5 из 18 Система команд исполнителя Команды, которые может выполнять конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ). Исполнитель формально выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.
6 из 18 Формы записи алгоритмов Словесная Графическая Блок-схема
7 из 18 Словесная форма – естественный язык Последовательность шагов, которые выполняются исполнителем, записывается в форме нумерованного списка. Пример : Переход улицы: 1. Остановись на тротуаре. 2. Посмотри налево. 3. Если транспорта нет, то иди до середины улицы и остановись, иначе выполняй п Посмотри направо. 5. Если нет транспорта, то иди до противоположного тротуара, иначе выполняй п. 4.
8 из 18 Блок-схема- алгоритмический язык Для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры: овал Начало или конец параллелограмм Ввод или вывод ромб Принятие решения прямоугольник Выполнение действия
9 из 18 Переход улицы Начало Подойти к переходу Дождаться зеленого света Перейти улицу Конец
10 из 18 Программа (программирование) – запись алгоритма на языке программирования для компьютера
11 из 18 Свойства алгоритма: - Дискретность - Понятность -Точность - Конечность
12 из 18
13 из 18 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ НАЧАЛО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
14 из 18 Языки программирования - это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами. Язык Паскаль – универсальный язык программирования. Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) - швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.
15 из 18 Алфавит языка Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. A, B, C, …, X Y, Z Алфавит языка Паскаль Латинские прописные буквы Латинские прописные буквы Латинские строчные буквы Латинские строчные буквы Арабские цифры Специальные символы Специальные символы a, b, c,…, x, y, z 0, 1, 2, …, 7, 8, 9 Знаки арифметические, препинания, скобки и другие
16 из 18 Алфавит языка В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы). : = Неделимые элементы Знак операции присваивания Знак операции присваивания Знаки больше или равно, меньше или равно Знаки больше или равно, меньше или равно Начало или конец комментария Начало или конец комментария > = и < = * и *
17 из 18 Словарь языка Паскаль
18 из 18 Служебное слово языка Паскаль Значение служебного слова andy arrayмассив beginначало doвыполнить elseиначе forдля ifесли ofиз orили procedureпроцедура programпрограмма repeatповторять thenто toдо (увеличивая до) untilдо (до тех пор, пока) varпеременная whileпока
19 из 18 Простые типы данных Название ОбозначениеДопустимые значения Область памяти Целочисленный integer … байта со знаком Вещественный real =(2,9 * …1,7* байтов Символьный char Произвольный символ алфавита 1 байт Строковый string Последовательность символов длиной меньше байт на символ логический boolean True и False1 байт Типы величин
20 из 18 Структура программы на языке Паскаль program Служебное слово program и имя программы Структура программы Заголовок программы Описание данных Описание действий const Описание констант( const ) и var описание переменных ( var ) begin Начинается словом begin и end заканчивается словом end с точкой
21 из 18 Раздел описания переменных vari, j: integerx:reala:char Целый тип Вещественный тип Символьный тип Имена переменных
22 из 18 Общий вид программы program program ; const const ; var var ; begin begin ; ;…… … Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи. end end.
23 из 18 Оператор присваивания Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти. Общий вид оператора: Команда присваивания := := Пример: А :=10; в:=5; в:=5; S:=A+в; S:=A+в; Р:=A*в; Р:=A*в; Команда присваивания := := Пример: А :=10; в:=5; в:=5; S:=A+в; S:=A+в; Р:=A*в; Р:=A*в;
24 из 18 Оперативная память Выполнение оператора присваивания Процессор asb a:=10; b:=5; s:=a+b
25 из 18 Самое главное Паскаль - универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля. Integer RealChar StringBoolean Типы данных в языке Паскаль: целочисленный ( Integer ), вещественный ( Real ), символьный ( Char ), строковый ( String ), логический ( Boolean ) и другие. В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить: 1) заголовок программы; 2) описание используемых данных; 3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).
26 из 18 Опорный конспект Оператор присваивания: := Язык Паскаль – универсальный язык программирования. Алфавит языка Паскаль Алфавит языка Паскаль Латинские прописные буквы Латинские прописные буквы Латинские строчные буквы Латинские строчные буквы Арабские цифры Структура программы Структура программы Заголовок программы Описание данных Описание действий
27 из 18
28 из 18
29 из 18