Методические рекомендации для разработки проекта «Школа будущего» Криволапова Н.А., первый проректор – проректор по науке и инновационной деятельности ИРОСТ, д.п.н., заслуженный учитель РФ
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: школа опережающего развития; школа для всех; новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет; центр взаимодействия не только с родителями и местным сообществом, но и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы; современная инфраструктура: столовая, медиатека и библиотека, высокотехнологичное учебное оборудование, широкополосный Интернет, интерактивные учебные пособия и т.д. современная система оценки качества образования, которая обеспечивает достоверной информацией всех потребителей.
Проект – это комплекс усилий, предпринимаемых с целью получения конкретных уникальных результатов в рамках отведенного времени и в пределах утвержденного бюджета, который выделяется на оплату ресурсов, используемых или потребляемых в ходе проекта
Приоритетные направления инвариантной части проекта Обновление содержания образования, переход на новые образовательные стандарты Создание системы работы с талантливыми и одаренными детьми Создание современной школьной инфраструктуры, включая информатизацию образовательного и управленческого процессов. Обеспечение открытости и самостоятельности школы Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса
Структура модуля Цель Имеющийся задел Задачи Примерный инструментальный пакет Ожидаемые результаты Целевые индикаторы Возможные направления плана действий
Создание системы работы с талантливыми и одаренными детьми Цель: развитие образовательных форм, позволяющих обеспечить работу с талантливыми и одаренными детьми. Задачи модуля: создание системы работы с одаренными детьми, обеспечивающей развитие индивидуально- творческих способностей учащихся; создание детско-взрослых проектно- образовательных сообществ вокруг системы образования; интеграция системы общего образования в инновационную экономику знаний (с учреждениями дополнительного и профессионального образования).
Имеющийся задел разработаны и реализуются технологии дистанционного обучения одаренных детей; отработана система предметных олимпиад и творческих конкурсов на разных уровнях; апробируются экспериментальные учебные программы; у учителей имеются навыки разработки рабочих учебных программ, индивидуальных образовательных программ; ежегодно проводятся научно-практические конференции; ежегодно проводится предметные недели; школьники ежегодно участвуют в различных олимпиадах и творческих конкурсах;
Примерный инструментальный пакет Образцы новых образовательных форм по работе с талантливыми и одаренными детьми (в том числе индивидуальных образовательные программы); проекты: Школьной академии наук, Бизнес-инкубатора, НОШ; модель обучения, которая выводит школьников к передним рубежам науки, интегрирующейся с развивающим образованием. Образовательный результат состоит в том, что у школьника формируются основы исследовательской, проектной деятельности; пакет материалов: по подготовке преподавателей к работе с талантливыми и одаренными детьми, модель детско-взрослого сообщества: Школьной академии наук, Бизнес-инкубатора, НОШ; описание форм организации работы с учащимися; видеоматериалы и т.д.; модель связи с муниципальным и региональными ресурсными центрами по работе с талантливыми и одаренными детьми.
Ожидаемые результаты разработаны образовательные модели: Школьной академии наук, Бизнес-инкубатора, Научных обществ учащихся; обеспечено расширение группы педагогов, участвующих в работе различных детско-взрослых сообществ; разработаны программно- методические материалы для работы с одаренными детьми
Целевые индикаторы Численность участников всероссийской олимпиады школьников по предметам на всех этапах ее проведения Численность участников различных творческих конкурсов, научных конференций учащихся Удельный вес численности обучающихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений, занимающихся в очно-заочных и заочных (дистанционных) школах Удельный вес численности детей школьного возраста, имеющих возможность выбора качественных услуг дополнительного образования Доля педагогов, прошедших обучение по выявлению и поддержке одаренных детей
Возможные направления при формировании мероприятий плана действий Специализированная подготовка педагогов, по методике выявления и работы с одаренными детьми; организация участия обучающихся в олимпиадах, выставках, конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях, форумах, и др.; обеспечение реализации модели детско-взрослых модулей: Школьной академии наук, Бизнес-инкубатора, Научных обществ учащихся; установление связи с муниципальными и региональными ресурсными центрами по работе с талантливыми и одаренными детьми; развитие материально-технической базы для работы с талантливыми и одаренными детьми в образовательном учреждении (образовательные конструкторы, ЦОР, робототехника, программно-аппаратные комплексы); организация проектной деятельности учащихся, направленной на развитие среды школы.
Вариативная часть проекта «Школа будущего» Традиций, этнокультурного, социального окружения Инновационный опыт ОУ Доминирующая направленность программы развития школы
Структура проекта Паспорт проекта. Введение. Постановка цели деятельности и конкретных, измеряемых и достижимых задач. Описание модели обучающегося (выпускника) школы будущего. Описание модели педагога школы будущего. Управленческо-кадровый аспект Содержание и механизмы реализации Характеристика и способ оценки планируемых результатов. Финансово-экономическое обоснование проекта. Материально техническое обеспечение. Описание возможных негативных последствий реализации проекта