Русская культура 15 – 16 веков подготовила учитель истории г.Саратов МОУ «СОШ 84» Кулакова Е.Е.
Цель : Ознакомить учащихся с развитием русского зодчества, живописи и письменности в данный период; ознакомить с главными явлениями русского быта; охарактеризовать основные этапы и направления развития; сформировать представления о целостности культуры. Ознакомить учащихся с развитием русского зодчества, живописи и письменности в данный период; ознакомить с главными явлениями русского быта; охарактеризовать основные этапы и направления развития; сформировать представления о целостности культуры.
План : 1. Условия развития русской культуры. 1. Условия развития русской культуры. 2. Просвещение. Начало книгопечатания. 2. Просвещение. Начало книгопечатания. 3. Литература: устное народное творчество и письменность. 3. Литература: устное народное творчество и письменность. 4. Развитие зодчества и живописи как отражение развития духовной культуры: 4. Развитие зодчества и живописи как отражение развития духовной культуры: а) зодчество: крепостное и храмовое строительство; а) зодчество: крепостное и храмовое строительство; б) фресковая живопись. б) фресковая живопись. 5. Быт и нравы. 5. Быт и нравы.
Условия развития русской культуры Этот период в культуре был временем большого национального духовного подъема и одновременно становления единого централизованного государства. Влияние патриотической темы на культуру в целом было очень значительным. Этот период в культуре был временем большого национального духовного подъема и одновременно становления единого централизованного государства. Влияние патриотической темы на культуру в целом было очень значительным. Как отразилось в зодчестве, литературе, летописании чувство гордости за крепнущее государство, за избавление от иноземного господства? Как отразилось в зодчестве, литературе, летописании чувство гордости за крепнущее государство, за избавление от иноземного господства?
Просвещение. Начало книгопечатания. Вспомните, кто и когда изобрел печатный станок? Вспомните, кто и когда изобрел печатный станок? В чем значение книгопечатания? В чем значение книгопечатания?
Первый печатный станок
Первая точно датируемая книга «Апостол» увидела свет в Москве в 1564 г. Ее выпустил Иван Федоров и Петр Мстиславец. Она не имеет ни одной опечатки, шрифт отличался четкостью. Первая точно датируемая книга «Апостол» увидела свет в Москве в 1564 г. Ее выпустил Иван Федоров и Петр Мстиславец. Она не имеет ни одной опечатки, шрифт отличался четкостью.
Развитие зодчества и живописи 1. Зодчество: крепостное и храмовое строительство. Взаимосвязь национальных и итальянских мотивов. Небывалый размах зодчества, особенно в правление Ивана III. Новое строительство не только крепостей, но и новых храмов, особенно в Кремле, было значительно больше прежнего. 1. Зодчество: крепостное и храмовое строительство. Взаимосвязь национальных и итальянских мотивов. Небывалый размах зодчества, особенно в правление Ивана III. Новое строительство не только крепостей, но и новых храмов, особенно в Кремле, было значительно больше прежнего.
Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой г.
Строительство собора Василия Блаженного на Красной площади.
Покровский собор «на рву» (собор Василия Блаженного) в Москве. 16 в. Зодчие Барма и Постник
Псковский Кремль
Приглашение новых мастеров. Италия в то время была в культурном отношении передовой европейской страной. Итальянские мастера ( Аристотель Фиораванти, Алоиз Новый и др.) научили строить и русских, так как каменное строительство было развито лишь в Пскове, Новгороде и Москве. Федор Конь – строитель Белого города в Москве и Смоленской крепости. Приглашение новых мастеров. Италия в то время была в культурном отношении передовой европейской страной. Итальянские мастера ( Аристотель Фиораванти, Алоиз Новый и др.) научили строить и русских, так как каменное строительство было развито лишь в Пскове, Новгороде и Москве. Федор Конь – строитель Белого города в Москве и Смоленской крепости.
Фресковая живопись и иконопись Андрей Рублев и Дионисий. Живопись была представлена главным образом иконописанием. Стоглавый собор утвердил ее каноны, более жестко подходил к воспитанию иконописцев. Живопись Андрея Рублева и Дионисия считалась в 16 веке образцовой. Андрей Рублев и Дионисий. Живопись была представлена главным образом иконописанием. Стоглавый собор утвердил ее каноны, более жестко подходил к воспитанию иконописцев. Живопись Андрея Рублева и Дионисия считалась в 16 веке образцовой. Миниатюра – другой вид живописи. Ими украшались печатные книги. Одновременно зарождался жанр светского портрета – парсуны – прежде всего изображались цари. Миниатюра – другой вид живописи. Ими украшались печатные книги. Одновременно зарождался жанр светского портрета – парсуны – прежде всего изображались цари.
Книжная миниатюра
«Троица» Андрей Рублев
Парсуна с изображением царевича Димитрия
Вопросы для повторения: 1. Почему поворот в московской архитектуре произошел в правление Ивана III ? 1. Почему поворот в московской архитектуре произошел в правление Ивана III ? 2. Как вы думаете, почему московские князья приглашали зодчих из Италии ? 2. Как вы думаете, почему московские князья приглашали зодчих из Италии ? В чем значение миниатюрной живописи в истории русского искусства ? В чем значение миниатюрной живописи в истории русского искусства ?
Быт и нравы Самостоятельно ознакомьтесь с бытом и нравами России 16 века, используя текст учебника и раздаточный материал.
Домашнее задание: Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России» 6 класс. § 23, задание в тетради с печатной основой к этой теме.