5 класс 5 класс Ткач Л.А. Учитель технологии ГБОУ СОШ 201 ГБОУ СОШ 201Санкт-Петербурга
Цели и задачи урока: Формировать знания и умения об основных приемах моделирования. Формировать знания о профессиях художник – модельер, конструктор и конструктор - модельер. Развивать творческие способности, наглядно- образное мышление, память, самостоятельность. Воспитывать аккуратность, внимательность.
Наглядные пособия: компьютерная презентация. Иллюстрации русского народного костюма, модели фартуков, чертеж фартука. Карточки – задания, карточки – вопросы, миллиметровка, лекало фартука, фломастеры.
Ход урока: Организационный момент. Повторение А). Ответы на вопросы. Б). Работа с карточками В). Работа у доски (подобрать к модели фартука модель кармана) Г). Подобрать к нижней части фартука карман и нагрудник, подходящие по форме. 3. Практическая работа. Моделирование фартука по эскизу. 4. Решение кроссворда. 5. Итог урока.
Повторение: Сообщение темы урока: сегодня мы продолжим изучение раздела «Конструирование и моделирование». Что такое «конструирование» вы узнали на предыдущем уроке, а сегодня на уроке мы с вами изучим, что такое «моделирование», познакомимся с правилами моделирования и поработаем художниками - конструкторами
Фартук (или завеса) является основой русского народного костюма. Он богато украшался (вышивкой, аппликацией, нашивками шелковых лент) и служил дополнением к костюму. На Руси традиционный фартук шился из одного – двух прямых присборенных полотнищ ткани, с длинными концами – завязками. В наше время фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные, женские, детские, мужские. Для пошива фартуков используют в основном хлопчатобумажные и льняные ткани – гладкокрашеные и с рисунком. Фартуки для мужчин лаконичны по силуэту, отделочным деталям, цветовая гамма спокойная. Основные требования, которые предъявляются к фартукам и, конечно, ко всей современной одежде - утилитарность, эстетичность. Назначение фартука – предохранять одежду от загрязнения. Фартуки бывают с нагрудником и на поясе (см. стенд).
Какие данные являются исходными для построения чертежа? Мерки Дайте определение термину «мерки»? Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения.
1. Перечислите основные условные линии фигуры человека 1. Перечислите основные условные линии фигуры человека 1 - Линия шеи; 2 - Линия груди; 3 - Линия талии; 4 - Линия бедер; 5 - Линия низа 5 - Линия низа. 2. Перечислите мерки, необходимые 2. Перечислите мерки, необходимые для построения чертежа фартука. СТ – для расчета длины пояса СБ – для расчета ширины нижней части фартука ДИ – для определения длины изделия Дгр. – для определения длины нагрудника
Перечислите основные детали фартука Перечислите основные детали фартука Детали: 1 – грудка (нагрудник) 2 – нижняя часть фартука 2 – нижняя часть фартука 3 – карман 3 – карман 1 3 2
Моделирование – это изменение чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. Модель – образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами. Модель – образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами.
Моделирование Художественное моделирование Художественное моделирование – это создание эскиза модели изделия Техническое моделирование Техническое моделирование – это процесс изменения чертежа основы изделия в соответствии с эскизом Художник - модельер Художник - конструктор
Виды моделирования: художественное – создание эскиза модели изделия. Профессия – художник – модельер. Техническое моделирование – процесс изменения чертежа основы изделия в соответствии с эскизом. Профессия – художник – конструктор – модельер. Вопрос: Какой геометрической формы детали фартука? Ответ: Нижняя часть фартука и нагрудник – прямоугольники Карман – квадрат. Задача моделирования – создание красивой и разнообразной одежды на уровне мировых стандартов.
Можно выделить 3 способа моделирования: изменение геометрических размеров и форм отдельных деталей. деление деталей фартука на части, как в лоскутном шитье или объединение частей фартука в единые детали (цельнокроеный фартук), применение художественной отделки или моделирование цветом (вышивка, аппликация, тесьма). Самый простой способ – изменение геометрической формы деталей фартука. (См. памятку – моделирование нижней части фартука, нагрудника и кармана) Основное правило моделирования – все детали изделия должны сочетаться по форме и дополнять друг друга.
Техническое моделирование фартука
Практическая работа
Закрепите пройденный материал, Закрепите пройденный материал, разгадав кроссворд. По горизонтали: 2 – художественное оформление фартука, 3 – бумажная деталь фартука, 7 – предмет, при помощи которого наносятся линии, 8 – размеры по которым шьётся фартук. По вертикали: 1 – изменение формы деталей выкройки фартука, 3 – изображение рисунка нитками на ткани, 4 – лента, используемая для украшения фартука, 5 – получается при изменении формы фартука, 6 – инструмент, используемый для определения длин, 9 – то, из чего шьют фартук, 10 – изображение фартука на бумаге.
Итог урока: решить кроссворд. Выставление оценок за практическую работу и работу на уроке. Моделирование цельнокроеного фартука. (Все вместе) Моделирование фартука по своему эскизу.
МОДЕЛИРОВАНИЕМОДЕЛИРОВАНИЕ Т Д Е Л К А ВЫШИВКВЫШИВК ТСЬМАТСЬМА ФАСОНФАСОН ЛИНЕЙКАЛИНЕЙКА К Р А Н Д А ШМ Е Р К ТКНЬТКНЬ ЧРТЁЖЧРТЁЖ Ы Р О Й К