Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий перехода на ФГОС НОО
Проблема преемственности Создание единого образовательного и воспитательного пространства для дошкольников и младших школьников, согласованности в содержании образовательных программ, в целях, задачах, технологиях, а также во взаимодействии взрослого и ребенка.
ФГОС Требования к условиям реализации Требования к структуре ООП НОО Требования к результатам освоения ООП НОО
ФГТ Требования к условиям реализации ООП ДО Требования к структуре ООП ДО
ФГТ должны обеспечивать : Единое образовательное пространство ; Преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального образования
Преемственность: Непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, связь между различными ступенями развития
Основания для осуществления преемственности: Состояние здоровья и физическое развитие детей ; Уровень развития их познавательной активности ; Умственные и нравственные способности учащихся ; Сформированность творческого воображения ; Развитие коммуникативных умений
Основная цель Дошко - льного образования Началь - ного образования Всестороннее развитие ребёнка Продолжить всестороннее общее развитие детей
В. А. Сухомлинский : « Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть став учеником, ребенок продолжит делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений »
Непрерывность ДО и НОО предполагает решение приоритетных задач : На ступени дошкольного образования На ступени начальной школы Приобщение детей к ценностям ЗОЖ Осознание принятия ценностей ЗОЖ и регуляция своего поведения в соответствии с ними Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения Совершенствование достижений дошкольного развития ( на протяжении всего периода начального образования ), спец. помощь по развитию не сформированных в дошкольном детстве качеств ; индивидуализация процесса обучения Развитие инициативности, любознательности, произвольности … Желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию
Непрерывность ДО и НОО предполагает решение приоритетных задач : На ступени дошкольного образования На ступени начальной школы Формирование представлений об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. форм активности детей в различных видах деятельности Готовность к активному взаимодействию с окружающим миром ( эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая, и др.) Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение детей в различные формы сотрудничества Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных и бытовых задач
«Правильная» подготовка к школе: Сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Важно выработать умение слушать, говорить, общаться со сверстниками, организовывать свою деятельность.
Преемственность планируемых результатов при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию Программы комплекта « Предшкола нового поколения » Планируемые результаты дошкольного образования в УМК « Предшкола нового поколения » Планируемые результаты реализации образовательной программы ( УМК « Перспективная начальная школа ») ПРОГРАММА по началам обучения грамоте Формирование УУД : - удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый ; -выполнять инструкции взрослого ; - обсуждать со взрослыми возникшую проблему, поддерживать разговор ; Коммуникативные УУД ( взаимодействие ): -формулировать собственное мнение и позицию ; -задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания ; - строить монологическое высказывание ;
Программы комплекта « Предшкола нового поколения » Планируемые результаты дошкольного образования в УМК « Предшкола нового поколения » Планируемые результаты реализации образовательной программы ( УМК « Перспективная начальная школа ») Программа по началам обучения грамоте -по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно ; - пользоваться книгой и простейшими инструментами. -вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами ; -слушать собеседника Познавательные УУД ( общеучебные ): -использовать общие приемы решения задач ; -ставить и формулировать проблемы ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме ;
Программы комплекта « Предшкола нового поколения » Планируемые результаты дошкольного образования в УМК « Предшкола нового поколения » Планируемые результаты реализации образовательной программы ( УМК « Перспективная начальная школа ») Программа по началам обучения грамоте -осуществлять смысловое чтение ; -выбирать вид чтения в зависимости от цели Личностные результаты ( смыслообразование ) Мотивация учебной деятельности ( социальная, учебно - познавательная и внешняя )
Процесс преемственности рассматривается с двух сторон На дошкольной ступени формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения Школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал
Условия реализации преемственности ДОУ и начальной школы Сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребенка ; Обеспечение возрастного развития дошкольника и младшего школьника ; Для начального образования : опора на достижения дошкольного детства ; Согласованность программ ДОУ и начальной школы ; Сохранение ведущих видов деятельности ; Устранение дублирования программ ; Сотрудничество учителей и воспитателей ; Создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребенка ; В дошкольном возрасте необходимо уделять внимание формированию психологической готовности детей к школе
Итоговые результаты освоения программы Дошкольного образования Начального образования 1. Физически развитый ; 2. Любознательный, активный ; 3. Эмоционально отзывчивый ; 4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ; 5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия … 6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи ; 7. Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире, природе … 8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности ; 9. Овладевший необходимыми умениями и навыками 1. Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ; 2. Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир ; 3. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение ; 4. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества ; 5. Любящий свой народ, свой край, Родину ; 6. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом ; 7. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
От того как будут взаимодействовать два звена образовательного процесса (дошкольное и начальное), будет зависеть успешность и результативность образовательного процесса
Планирование работы по вопросам преемственности Цель : обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно- методической работы между дошкольным и начальным звеном образования
ЗАДАЧИ: Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования ; Создать психолого - педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника ; Обеспечить условия для реализации плавного перехода детей от игровой к учебной деятельности ; Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования ; Установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между дет. садом и школой ;
ЗАДАЧИ : Выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов ; Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно - образовательного процесса - воспитателей, учителей, детей и родителей ; Всестороннее психолого - педагогическое просвещение родителей
Нормативно- правовая база: Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Закон РФ «Об образовании» Письмо Минобразования РФ от /14-15 «О подготовке детей к школе» Метод письмо Минобр России от М «Об организации дошкольного и начального общего образования» Письмо Минобразования РФ от /23-16 «О практике проведения диагностик развития ребенка в системе дошкольного образования» Договор о совместной работе ДОУ и ОУ
Основные направления работы по преемственности Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду Совершенствование форм организации и методов обучения в ДОУ и начальной школе
Содержание совместной деятельности по направлениям Содержание совместной деятельности по направлениям План совместных мероприятий ДОУ и ОУ Метод.работа с кадрами Работа с детьми Взаимодействие с семьей Сотрудничество с социумом
Методическая работа с кадрами - Взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в нач.школе; - Рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, педагогов- психологов, учителей- логопедов, др. специалистов по выпускникам; - Анкетирование педагогов ДОУ и ОУ; - Проведение Дней открытых дверей в ДОУ для учителей начальной школы; - Участие в совместных педсоветах, семинарах- практикумах, круглых столах, конференциях, консультаций и т.д.; - Совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной школы; - Совместные работы педагогов ДОУ и школы в педагогических проектах и т.д.
Работа с детьми Организация экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста ; Организация выставок детских работ ; Посещение театрализованных представлений, музеев в ДОУ и школе ; Посещение праздничной линейки 1 сентября, праздника « Прощания с Букварем » и т. д. в школе ; Посещение дошкольниками секций и кружков школы ; Шефская помощь учениками старшим дошкольникам ; Совместное участие школьников и дошкольников в проектной деятельности
Взаимодействие с семьей Встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста на родительских собраниях ; Анкетирование родителей будущих первоклассников ; Организация работы для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе ; Организация дней открытых дверей для родителей в ОУ ; Организация работы родительских клубов и других форм взаимодействия.
Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по- настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным!
Спасибо за внимание! Методист МОУ «МИМЦ» МОИСЕЕНКО Т.Н.