«Герои и события повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»». Приёмы создания комического эффекта. Бурова Е.В. ГБОУ СОШ 201
О, смех – великое дело. Ничего более не боится человек так, как смеха. Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила. Н.Гоголь Проверка домашнего задания. Какое же настроение вызывает у нас чтение «Ночи перед Рождеством»? (Светлое, весёлое, радостное.) Как создаётся это настроение? С помощью каких приёмов? (На этом этапе урока обсуждаем карточки- характеристики героев, подготовленные учениками.) Вакула, Солоха, Чуб, черт.
Работа с иллюстрациями.
Работа по теме урока. Вступительное слово учителя Ребята, я уже предупреждала вас, что сегодня у нас с вами очень ответственный урок. Вы знаете, я так волновалась и переживала, что потеряла кое-что очень важное для урока. Я потеряла прилагательные. Помогите мне, пожалуйста, предложите свои. (Учащиеся предлагают прилагательные, которые учитель произвольно вставляет в текст.) Спасибо, выручили. Итак, начинаем урок.
Я, Елена Владимировна, (тёмная) и (зелёная) учительница (весёлой) школы, проведу (кривой) урок литературы. Я рада приветствовать (стеклянных) гостей и счастлива видеть своих (серо-буро- малиновых) учеников. У меня (грязное) настроение, а потому я не замедлю объявить, что тема нашего (высокого) урока «Приемы создания комического эффекта». А почему вы смеялись? Что вызвало ваш смех, ведь я серьёзно говорила о теме урока? (ответы учеников)
Посмотрите, я использовала всего два приёма – несовпадение и ситуацию неожиданности – и моя речь стала смешной. Итак, наша цель – узнать, с помощью каких приёмов, секретов писатели создают юмористические повествования. На уроке вам придется взглянуть на смешное глазами литературоведов.
Если вы внимательно читали повесть, то заметили, наверное, что всё повествование окрашено лукавством автора, его юмором. Как вы помните, слово юмор происходит от английского humour, которое переводится: нрав, настроение. Какие способы юмористического повествования использует автор? Юмор (от англ. humour – нрав, настроение) изображение чего-либо в смешном, комическом виде
Неожиданность. То, чего не ожидают неожиданность. Как это воплощается в сюжете повести? (Чёрт хотел завладеть душой Вакулы, а сам оказался под его властью.) А сейчас постарайтесь самостоятельно найти примеры неожиданных поступков или слов героев. Гости у Солохи. Вакула у Екатерины II.
Несоответствие. Отсутствие согласованности несоответствие. Найдём в тексте такое несоответствие. Откройте, пожалуйста, эпизод «Ткач и кум несут мешок». («Ткач и Кум мужественно отстояли мешок...»). Слово «мужественно» не очень соответствует облику героев и вызывает улыбку. Найдите, пожалуйста, примеры несоответствия и противоречивости в поведении героев. Эпизод «Разговор Чуба с кузнецом» в начале повести. Слышишь, убирайся сей же час вон! Чуб сам уже имел это благоразумное намерение.
Гипербола. Преувеличение до неправдоподобия гипербола. Найдём в тексте. Откройте описание Пацюка. («Пацюк жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру...») А теперь найдите собственные примеры гиперболы. Эпизод «Вакула с запорожцами едет к Екатерине II». «Боже ты мой, какой свет! думал про себя кузнец. У нас днем не бывает так светло».
А сейчас подведем итоги: объясните, зачем эти приёмы использованы автором. (Для создания комического эффекта).
Домашнее задание (по выбору учащихся) 1) Подготовить художественный пересказ одного из эпизодов: «Ткач и кум несут мешок», «Чуб по дороге к дьяку», «Вакула в Петербурге». 2) Подготовить инсценированное чтение сцены «Вакула у Пацюка». Для успешного выполнения этого задания необходимо представить себе, что вы режиссёр и вам надо её поставить. Вообразите место действия, какой должна быть обстановка. Как выглядят герои (Вакула и Пацюк)? Во что они одеты? Как ведут себя? Что делают? Какова интонация их речи? Прочитайте сцену по ролям.