Напоминаем учащимся,что на уроке мы продолжаем знакомство со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева, оцениваем выразительное чтение наизусть.Можно и самому учителю(при соответствующем музыкальном оформлении) прочитать одно из стихотворений- раздумий,задать вопросы: «Что заронил вам в душу этот маленький шедевр?», «О чем вспоминает герой?», «Действительно ли это раздумья?»(Используем вопросы- «стоп кадры»,например: «Что такое шедевр?»)
Работа с портретом Таким видел автора стихотворений в прозе художник В.Перов : -седые волосы ; -грустный, задумчивый взгляд ; -сравните этот портрет и портрет работы В.Щербакова, созданный в последние годы жизни И.Тургенева.
Анализ текста Стихотворение «Близнецы» -Почему так много внешних описаний проявлений гнева? -Это страшно,когда ссорятся близкие люди? -Почему у автора спорят близнецы,а не просто два человека? -Почему автор не объясняет близнецам,что ругаться нельзя, а просто подводит их к зеркалу ? Разве только потому, чтобы самому не было жутко? -Может ли это стихотворение остановить подобный спор в семье читателя? Стихотворение «Два богача» -Действительно ли Ротшильд богач? А мужик? -Чем богат мужик?(доброта,щедрость, милосердие)
Сравнительный анализ стихотворения ( образы двух богачей)
Вопросы для беседы : - _ Почему автор не говорит о своем отношении к поступку мужика? (мужик поступил так не для того,чтобы им умилялись, он не мог поступить по другому.) -Почему Ротшильду «далеко до мужика»? -Выразите свое отношение к словам М.Е.Салтыкова- Щедрина: «После прочтения…легко вериться,тепло чувствуется.Ощущаешь явственно,как нравственный уровень в тебе поднимается.»