Контрольно-оценочная деятельность на уроках в начальной школе Выполнила учитель начальных классов МОУ «СОШ 40» МОУ «СОШ 40» С.Н. Громкова
Основные результаты начального общего образования, сформулированных в Требованиях стандарта формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Принципы контрольно-оценочной деятельности Принцип «блокового» контроля (контрольные работы проводятся по блокам); Принцип дифференциации (материал разного уровня сложности); Принцип выбора (обучающийся выбирает задания из набора известных, освоенных в процессе изучения по данному предмету); Принцип непрерывности (учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении); Гибкость и вариативность инструментария оценки; Сочетание качественной и количественной составляющих оценки; естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).
Процедуры и механизмы оценки в начальной школе: Внутренняя оценка это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога, администрации и т. д.), которая выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения. Внешняя оценка оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Итоговая оценка – «точка соприкосновения» внутренней и внешней оценки. В начальной школе в соответствии с Законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается, поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается. Портфолио учащегося - это оптимальный способ организации системы накопительной оценки, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Это может быть: - выборки детских работ; - систематизированные материалы наблюдений; - материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности
Роль и функции новой системы оценки достижения планируемых результатов Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как: Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как: самостоятельный и самоценный элемент содержания, самостоятельный и самоценный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и учения, средство повышения эффективности преподавания и учения, фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования и регулятор программы обучения. фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования и регулятор программы обучения.
Общие принципы новой системы оценивания Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Оценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса – за счет выбора процедур, форм, содержания оценочной деятельности
Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения: - оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветовой радуги и т.д.; - соотносить свою оценку с оценкой учителя; - договариваться о выборе образца для сопоставления работ; - обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении: «Лесенка» «Волшебная линеечка» «Светофор» Cловесное оценивание Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений».
Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. высокий уровень %; уровень выше среднего %; средний уровень %; уровень ниже среднего %; низкий уровень менее 30 %.
Учебно-методические пособия для проведения контрольно- диагностических работ (УМК «Планета Знаний»).
Планируемые результаты освоения программ начального образования. РУССКИЙ ЯЗЫК. ЧТЕНИЕ
«Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий». «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий». Авторы: М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др., под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. В 2 ч. В книге представлена система заданий по математике и русскому языку, ориентированная в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. В пособии предлагаются комплексные итоговые работы, в основе которых лежат различные ситуации из реальной жизни.
На основании итоговых оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов: 1. Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета. 2. Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. 3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени. Решение об успешном освоении программы начального образования и переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Спасибо за внимание!