Подросток. Особенности возраста. Педагог-психолог МБОУ ЦДиК Киселёвский городской округ Кемеровской области: Раиса Михайловна Шилкина
«Переходный», «трудный», «критический» возраст… Как протекает развитие личности в эти годы, насколько трудно бывает воспитателям – родителям и педагогам – найти правильную линию поведения по отношению к подростку? Всегда ли мы осознаем грандиозность этого перехода, всегда ли понимаем, что он означает для самого ребёнка и для взрослых?
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в средних классах школы - от до лет. От – младший подростковый возраст От – старший подростковый возраст
Физиологические Психологические Мировоззренческие
Социальное созревание личности Появляется сильное желание стать взрослым; оценка и переоценка ценностей; дисгармония отношений с окружающим миром. Вызов взрослым не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько попытка установить границы, которые способствуют их самоопределению (Ч. Шелтон).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА Влечение к другому полу. Неконструктивные отношения подростков с окружающим миром. Эгоцентризм. Личностная нестабильность. Стремление к самостоятельности, к независимости. Активное формирование самосознания и рефлексии. Открытие своего внутреннего мира. Перестройка мотивационной сферы.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Меняется телосложение (рост, вес, пропорции). Наступает половая зрелость.
Мировоззренческие изменения: Переоценка ценностей. Устойчивые автономные моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний. Сомнение. Формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. Формирование убеждений.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учение (Л. И. Божович), общение (Д. Б. Эльконин), общественно-полезный труд (Д. И. Фельдштейн).
Отношения с родителями Появляются критика и противодействие ценностям, установкам и образу действий взрослых. Эмоциональные связи с семьей ослабевают. Родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план. Уменьшается влияние семьи. Появляются ростки нового позитивного отношения к родителям: развивается эмпатия, стремление помочь им, разделить с ними радость и горе.
ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ Некоторые детские формы поведения – уже не приемлемы, а взрослые ещё не разрешены или не знакомы ему. Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные задачи, которые по плечу взрослым, он ещё не умеет. Иногда поведение подростков по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. (Л. И. Божович, 1968).
Они по-разному чувствуют запахи, видят цвета, ощущают остроту ситуации. Для девочек характерна ранняя социализация, мальчики же – более инфантильны. При проведении уроков девочкам можно давать большее количество заданий, чтобы они включали разные каналы связи (я слышу, я ощущаю, я чувствую…), мальчикам нужна поддержка. И всем ученикам - создавать ситуацию успеха. Особенности девочек и мальчиков
КРИЗИС 13 ЛЕТ недовольством внешностью; чувством наступающей взрослости; формированием образа Я; идентификацией с образом пола; Пониженной самооценкой. Подросток подвержен сильнейшим переживаниям:
Итак, мы определили особенности подросткового возраста. Узнали: какие изменения происходят в этот «переходный» трудный период жизни. Но это всего лишь малая часть того, что мы узнали о нем. Доброго пути тебе Подросток !!!