Урок русского языка 2 класс
Выполнила учитель высшей категории Бирун Наталья Николаевна МОУ «СОШ п. Расково Саратовского района Саратовской области»
Предмет : русский язык класс: 2 автор учебника: Иванов С.В. Тема урока: суффикс как часть слова
Дидактическая цель: формирование новых умений и навыков о суффиксе, создание условий для осознания и осмысления блока новых учебных информаций
Тип урока: урок открытия новых знаний Форма работы: работа в группе, фронтальная, самостоятельная. Средства обучения: карточки Метод: исследование
Задачи урока Образовательные: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем.
Развивающие: развитие языковой эрудиции, интереса к языку и речевому творчеству, формирование способностей к поиску, анализу
Воспитательные : способствовать расширению кругозора, развивать желание познавать новое, развитие толерантности
Форма работы: работа в группах, фронтальная, самостоятельная Средства обучения: карточки Метод : исследование
1 этап. Самоопределение к деятельности (2 мин ) Цель: вовлечение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Вспомните, как надо работать в группе? Мозговая атака Что такое корень? Как найти корень? Что такое окончание? Для чего нужно окончание? Всегда ли в слове есть окончание? Какие слова не имеют окончания ? Карточка 2 Как надо работать в группе - не шуметь -не обижать - выслушать друг друга - выслушать и решить, кто прав - выбрать того, кто обобщит
2 этап. Актуализация знаний и мотивация(4 мин ) Цель: готовность мышления и сознание потребности к построению нового способа действий Давайте подумаем. Слова школьник и школа однокоренные. Назовите корень слов. Назовите отличия между словами школа и школьник. а)различия в значении слов школа и школьник б)различие в составе слова в)отмечают разницу в вопросах и в окончаниях
3 этап. Постановка учебной задачи (2-3 мин ) Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока В чем были затруднения? Почему? (Мы знаем, как называется эта часть слова и какое она имеет значение?) Как вы думаете, какова цель нашего урока? Вводится понятие «суффикс»,учебник с.101 Попробуйте назвать тему нашего урока. Не знаем часть слова, которая стоит между корнем и окончанием Называют цель урока Называют тему урока
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин) Цель: наблюдение за тем, что между корнем и окончанием может быть еще какая-то часть, которая имеет значение Работа в группах. Карточка 3 Задание : Назови однокоренные слова Найди в словах, обозначающих детенышей животных, корень и окончание Что мы заметили в последних словах каждого предложения? Карточка 3 а)Слон со слоненком. Лось с лосенком. Орел с орленком. б)Коза с козленком. Сова с совенком. Лиса с лисенком. в)Утка с утенком. Гусь с гусенком. Зубр с зубренком. Проверка с подробным комментарием
5 этап. Первичное закрепление во внешней речи (4 мин ) Цель: закрепление введенных знаний, отработка умения образовывать слова с опорой на заданную модель Работа в группах Работа с карточкой 4 Задание :письменно -дописать ряд слов - обозначить суффиксы Проверка - Какой суффикс помог образовать слово, называющее детеныша? - Какой суффикс помог образовать слово, называющее его маму? Карточка - а Медведь-медведица-медвежонок Волк -… - …. Тигр - … - … карточка - б Орел - орлица- орленок Осел -…- … Олень - … - … карточка – в Лось – лосиха – лосенок Заяц - …- … Лиса - … - … Ответить на вопросы: в каждом ряду написаны формы одного и того же слова или родственные слова? Как это можно доказать? -суффикс – енок- - суффикс – иц-, - их-
6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой(5 мин ) Цель: применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. Как вы думаете, какое задание вы будете выполнять ? Самостоятельная работа. Выполняется самостоятельно. Карточка 5 - Если вы уверены в себе, то вы можете выполнить 3 столбика заданий; -если сомневаетесь, то вы можете выполнить 1 и 2 столбик задания; - если вам трудно, то вы можете выполнить только 1 столбик задания. Проверка по эталону Карточка 5 Образуй слова с помощью суффикса – ан -, - ян-., - анин-, - янин-. Подумай, какое значение имеют эти суффиксы? 1. Россия – россиянин- россияне город ….. село…. 2. на Волге на Дону на юге 3. на Земле на Марсе на севере
7 этап. Включение в систему знаний и повторение (7 мин ) Цель: включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление раннее изученного. Работа в группе. Упражнение 4– устно ( разбор домашнего задания упр. 5) Задание :каждая группа по 4 слова назовите слова, обозначающие маленький предмет или ласковое название предмета; - Выделите в этих словах суффиксы. Назовите слова, от которых образовались данные. Назовите дополнительное значение, которое появляется при добавлении суффикса в слове. Какое значение имеют в этих словах суффиксы? На какой вопрос отвечают эти слова? Как они называются? Работа по учебнику с.102 Проверка Карточка 6 : образовать 3-4 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами от слов: трава, заяц, солнце, книга, рука, Коля, Ира, Дима. Проверка.
8 этап. Рефлексия деятельности (2 мин) Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания. Подведем итог работы в группе. Что получилось? Кто как работал в группе? Что не получилось? С чем это было связано? Людачка Наташинька Как вы думаете, какой суффикс в слове Наташенька ? – иньк- или - еньк-? А в слове Людочка? -чк- или другой суффикс? Какое значение имеют эти суффиксы? Сформулируйте, пожалуйста, тему следующего урока. Чем мы будем заниматься на следующем уроке? отвечают на вопросы Формулируют тему будущего урока.
благодарю за работу