Портфолио ученика начальной школы как одна из составляющих системы оценки достижений планируемых результатов
Портфолио ученика – что это такое? Портфолио ученика – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 4 классы.
Портфолио ученика - это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях ( учёба, творчество, общение, здоровье и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяет ему самому определять цели своего дальнейшего развития
Одной из основных целей составления портфолио ученика является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Цель портфолио: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его интересов, способностей, склонностей, знаний и умений.
Роль учителя в работе с портфолио 1. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио. 2. Производить своевременную оценку заполнений всех разделов. 3. Подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Структура портфолио 1. Давайте познакомимся 2. Моя семья 3. Мои друзья 4. Моя дорога от дома до школы 5. Моя учёба 6. Мои достижения 7. Мои увлечения 8. Мое творчество 9. Отзывы и предложения
Разделы портфолио – Титульный лист – Мой мир – Моя учёба – Моя общественная работа – Моё творчество – Мои впечатления – Мои достижения – Отзывы и пожелания
Титульный лист Содержит основную информацию: - фамилия имя и - отчество; - заведение; - класс; - контактную - информацию; - фото ученика.
Раздел « Мой мир » Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.
« Моё имя » - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мой город" - - это рассказ о родном городе (селе,деревне), о его интересных -местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
"Мои друзья" Здесь можно расположить фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" - это небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
Раздел « Моя учёба »
Раздел « Моя общественная работа » Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
Раздел « Моё творчество » В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Раздел « Мои впечатления » В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно- познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
Раздел « Мои достижения » Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
Раздел « Отзывы и пожелания » В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."
Спасибо за внимание