Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить К. Д. Ушинский
Что же такое мотивация? Мотив (от лат.) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотив (от лат.) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивация - это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями Учебная мотивация – это включение в учебную деятельность.
Значение мотивации Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов
Мотив Цель Эмоцио- нальный настрой Интерес Смысл Мотивационная сфера учения
Учёт возрастных особенностей школьников. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач. Создание ситуации успеха. Вера учителя в возможности ученика. Формирование адекватной самооценки у учащихся. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач. Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика. Создание ситуации успеха. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке. Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности. Эмоциональная речь учителя. Применение поощрения или порицания. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. Испльзование игровых технологий. Использование нестандартных ситуаций. Нестандартная форма проведения уроков. Использование познавательных и дидактических технологий. Эмоциональная речь учителя. Применение поощрения или порицания. Макет проекта «Формирование мотивации учения» Смысл учения. Мотив учения. Постано вка целей Эмоции Интерес
Педагогический коллектив Родители Учащиеся
Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает. В.А.Сухомлинский положительное безразличное отрицательное
Признаки положительного отношения Признаки положительного отношения Умение преодолевать трудности на пути достижения цели Умение отстаивать свое мнение Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности Поиск нестандартных способов решения учебных задач Умение ставить перспективные цели Активность учеников в учебном процессе
Отрицательное отношение Неумение ставить цели, преодолевать трудности Слабая заинтересованность в успехах Бедность и узость мотивов Слабая нацеленность на оценку Отрицательное отношение к школе, учителям
Безразличное отношение Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов
Результаты анкетирования учащихся
Из сочинений учеников 7-ых классов
Сочинение на тему: «Почему я хожу в школу». «Мне очень нравится ходить в школу, потому что там я узнаю много нового, полезного и интересного… Это поможет нам в будущем». Петрова Татьяна
Сочинение на тему: «Почему я хожу в школу». «Лично я хожу в школу не только за знаниями, но и для общения с друзьями… Именно там раскрываются способности, именно там меня учат ответственности, любви и уважению к людям и окружающему миру… Здесь я становлюсь личностью».
Сочинение на тему: «Почему я хожу в школу». Мурзакова Виктория «Я хожу в школу, чтобы развивать себя… В школе можно найти новых друзей».
Сочинение на тему: «Почему я хожу в школу». Карамян Сос «Огромное влияние школа оказывает на формирование характера ученика. Многие школьники …стараются быть похожими на своего педагога».
Сочинение на тему: «Почему я хожу в школу». «Мне нравятся в школе интересные уроки, общение с учителями и друзьями, весёлые праздники… Я люблю свою школу!» Брилёва Алиса
Сочинение на тему: «Почему я хожу в школу». Калачёва Марина «Я хожу в школу, потому что… каждый наш урок – это мини- представление…За это надо сказать спасибо нашим учителям…».