Культура Древнего Египта История Древнего мира 5 класс Учитель истории Груздева М.Б. ГБОУ СОШ 546 г. Санкт-Петербург
Цель урока 1. Познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой, скульптурой, литературой, медициной. 2. Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты. 3. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.
Культура – это достижения людей в разных областях человеческой жизни
Искусство Древнего Египта тесно связано с религиозными верованиями египтян. Оно представлено архитектурными сооружениями, скульптурой, фресковой росписью, а также барельефами на фасаде сооружений. Это дворцы фараонов, храмы и погребальные сооружения
Скульптура Статуя фараона Хефрена Аменхотеп и Раннаи
Барельефы Рельеф из гробницы Хесира Рельеф крылатого гения
Наша задача заполнить таблицу, которую вы видите и сделать вывод какой вклад внесли египтяне в развитие культуры народов мира. Направления культуры Достижения Значение для мировой культуры 1. Архитектура 2. Скульптура и живопись 3. Медицина 4. Письменность 5.Литература
Архитектура Внимательно изучите исторические документы и ответьте на вопросы: Геродот. История Хеопс вверг страну в пучину бедствии. Прежде всего он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, камней из каменоломен в Аравийских горах (через реку камни перевозили на кораблях)... сто тысяч людей выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы... сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками или ступенями. После того как заложили первые камни (основания), остальные (для заполнения площадок) поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок. Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений. Вопросы к документу: Из чего строили пирамиды? Почему говорят, что Хеопс вверг страну в пучину бедствий? Как поднимали камни для строительства пирамиды? Сравните способ строительства пирамиды, описанный Геродотом, и способ, описываемый в учебнике.
Строительство пирамиды
Внимательно изучите исторические документы и ответьте на вопросы: Постройки в Луксорском храме Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих Земель Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, владыка венцов Аменхотеп, властитель Фив, успокоился на работах для отца своего Амона-Ра, владыки престолов Обеих Земель, в Луксоре из камня белого, доброго, крепкой породы, (причем) он (то есть Луксорский храм) расширен и увеличен весьма, к красоте которого добавлен избыток, стены которого из белого золота, пол которого из серебра, все ворота которого обиты, пилон которого близок к выси, а обе мачты которого среди звезд... Вопросы к документу: Для чего строили храмы в Египте? Для кого (какого бога) строит храм фараон Аменхотеп? Чем украшается храм?
Скульптура, живопись Посмотрите на рисунок и составьте небольшой рассказ по теме «Какие правила должны были соблюдать египетские художники и скульпторы, изображавшие богов, фараонов и вельмож?» Используйте учебник стр. 56
Медицина Внимательно изучите фрагменты исторического документа. Подготовьте небольшой рассказ по теме «Какие достижения в области медицины существовали у древних египтян?» Из предписания врачу относительно перелома черепа без повреждения мягких тканей головы (из папируса Смита) Если ты осматриваешь человека с переломом черепа под кожей его головы и нет ничего на ней, то ты ощупай его рану. Ты найдешь выступающую опухоль на наружной стороне пролома, что в его голове, а глаз его скошенным из-за этого на той стороне, которая находится под травмой, и что идет (он) и волочит подошву. Ты должен определить ее как травму, нанесенную извне, причем головка сустава его плеча не отделена, а вместе с тем ногти его пальцев скрючены в середину руки, он источает кровь из своих ноздрей и страдает несгибаемостью шеи. Недуг излечим. Вопрос к документу: Какие выводы можно сделать на основе этого документа?
О достижениях древних египтян в области медицины мы знаем благодаря сохранившимся древнеегипетским медицинским трактатам. Например, до нас дошел медицинский папирус Эберса 20,5 м длины. Он содержит до 900 лечебных рекомендаций против различных недугов. Благодаря бальзамированию трупов египтяне могли хорошо изучить строение человеческого организма, процесс кровообращения. В результате появились первые знания в области анатомии. Египетские врачи считались лучшими в тогдашнем мире. При лечении употребляли настои трав, порошки, касторовое масло, различные соли, что свидетельствует о развитии фармакологии.
Письменность Внимательно изучите литературу, фрагменты исторических документов Учебник § 12 п. 1 «Поучение писцов ученикам». Учебник стр. 61 Кому удалось разгадать тайну иероглифов. Учебник стр. 62 Вопрос: Как развивалась письменность в Древнем Египте?
Литература Изучите фрагмент исторического документа и ответьте на вопрос : Что отражали и кого восхваляли в литературных произведениях древние египтяне? Восхваление авторов поучений (текст содержится в одном из папирусов II тыс. до н.э.) Они не строили себе пирамид из меди И надгробий из бронзы. Не оставили после себя наследников. Детей, сохранивших их имена. Но они оставили свое наследство в писаниях, В поучениях, сделанных ими. Построены были двери и дома, но они разрушились, Жрецы заупокойных служб исчезли, Их памятники покрылись грязью, Гробницы их забыты, Но имена их произносят, читая эти книги. Написанные, пока они жили, И память о том, кто написал их, Вечна.
Закрепление изученного на уроке Какие научные знания возникли у египтян? Какую роль играло искусство в Древнем Египте? Что из культурного наследия Древнего Египта мы используем в нашей жизни? Что такое культура?