"Соседи восточных славян" Горбачева Е.В. Учитель истории ГБОУ СОШ 298 Урок по истории России 6 класс
Цели урока: Закрепиться у учеников общее представление о предках славянах. Познакомиться с племенами соседей, окружавших племена славян.
Оборудование урока: карта Восточные славяне и их соседи (атласы по истории России с древнейших времен до конца XVI века) мультимедийное оборудование карточки-задания для проверки домашнего задания
План урока: Проверка домашнего задания по теме: Восточные славяне. Блиц Загадки с картинками Письменные загадки Изучение новой темы, используя карту схему. Карта схема, заполняемая с учителем Карта схема, заполняемая самостоятельно при помощи учебника. Объяснение домашнего задания.
На прошлом занятии мы познакомились со славянскими племенами, их обычаями и нравами. Повторим домашний материал, используя блиц- опрос и карту: Ученики отвечают, а желающий ученик показывает на карте месторасположение племени. Правильные ответы учеников приведены в скобках. А) Большую часть Европы и значительную часть Азии населяли племена, говорившие на одном языке. ( индоевропейцы) Б) Через четыре тысячи лет тому произошло выделение племен (балто славянские) В) К V веку племена разделились ( балтов и славян) Г) В V веке славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Черного моря до Балтийского. ( три ветви – западную, восточную, южную) Учитель: Вспомним особенности быта и нравов славян. В качестве вопросов предлагаются иллюстративные загадки. Загадку нужно отгадать и прокомментировать известной вам информацией из учебника, энциклопедии, Интернета. Вступительное слово учителя
Мультимедийная презентация
Восточные славяне Утро, пробуждается природа Первые рассветные лучи На ворота древнего посёлка Отблески оставили свои. Здесь живет народ, Высокий и красивый, - Светлоокие и сильные мужи, Женщины, изящные как ивы, Дети, словно крепкие дубы.
Славянский дом
Занятия славян
Орудия труда
Управление
Слайд Вопрос учителя Примерный ответ ученика 1Стихотворение – характеристика славян. 2Эти люди отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них русые волосы, румяное лицо и серые глаза Славяне. 3Жили в домах, стены которого, делались из дерева. Внутри дома скамьи, столы, домашняя посуда делались из дерева. Дом-полуземлянка. 3Обычно селились по берегам рек и озер, потому что Занимались рыболовством 4 Очень часто славяне ходили в лес, что позволяло Охотиться 5Орудия труда, которые кормили славянина целый год Соха и борона 6Орудие труда, которое могло пригодиться во время жатвы Серп 7Занятие людей, которые позволяли, есть из посуды, и стрелять железной стрелой Гончарное ремесло 8Заботились славяне и своей души и к богам обращались, в этом им помогали специальные люди Волхвы или кудесники 9Священное место, где славяне совершали свои обряды Капище Идол 10 Бог -повелитель ветра.Стрибог Русалка 11Бог молнии и грома (войны и оружия)Перун 12Управление Старейшина
Ответы к проверочной работе. Вариант 1. 1.подсечно-огневая система 2. серп 3. язычество 4. вервь 5. вече Вариант народное ополчение 2. переложная система 3. капище 4. бортничество 5. борона Вариант жито 2. волхвы 3. вервь 4. идолы 5. домовой Вариант соха 2. жатва 3. вече 4. народное ополчение 5. язычество Вариант волхвы 2. бортничество 3. идолы 4. народное ополчение 5. язычество Вариант переложная система 2. жито 3.щур-домовой 4. вече 5.быт
Изучение нового материла:. Учитель: Для изучения вопроса о соседях славянских племен нам необходимо начертить схематическое месторасположение географических объектов. Идет рассказ учителя, какие народы где располагались и ученики на листе А-4 чертят карту схему месторасположения народов соседей-славян. (Приложение 3)
Учитель: 1. Славяне занимали Восточно-Европейскую равнину. Продвигались славяне мирно и этот процесс называется – Колонизация. 2. На северо-западе возле Балтийского моря - балты. 3. На северо-востоке лесные жители- финно-угорские племена. 4. В VI на Балканах появляются авары 5. В VII от Кубани до Днепра часть булгар на Волгу и Каму, часть в Европу. 6. В VII в Нижнем Поволжье – хазары.
Практическая работа Задание-инструкция для учеников, которая записывается в тетрадь и на доске. На схематическую карту нанести: – название государства, города-столицы соседних племен – подписать религию, которую исповедовали соседние племена – написать занятия соседей В зависимости от времени на уроке эту работу можно выполнить на уроке, а можно разбить на части: например государство и города-столицы нанести на карту в классе, а остальное выполнить дома.
Итог: восточнославянские племена жили в окружении многих народов. народы оказывали разное влияние на славян. Домашнее задание на размышление: – Какое влияние оказывали на славян племена?
источник шаблона: Шумарина Вера Алексеевна, учитель- дефектолог ГС(К)ОУ С(К)ОШ 11 VIII вида г.Балашова Саратовской области источник шаблона: Шумарина Вера Алексеевна, учитель- дефектолог ГС(К)ОУ С(К)ОШ 11 VIII вида г.Балашова Саратовской области