Роль домашнего задания в самообразовании школьника
Если наши дети хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями. Н. Г. Чернышевский
Д.И Писарев Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Задачи собрания: 1. Показать родителям значимость выполнения учащимися домашних заданий. 2. Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы. 3. Предложить родителям рекомендации по контролю выполнения домашних заданий школьником. 4. Дать рекомендации родителям по организации самообразования школьника.
«Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цел моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины». В.А. Сухомлинский
«Фактически постепенно должна стираться грань между классными, домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».
Назначение домашнего задания
Воспитание волевых усилий ребенка и самостоятельности, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание
Овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы. Формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей.
Формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т.д.).
Функции домашнего задания. 1. Выравнивание знаний и умений ребёнка, его навыков. 2. Стимулирование познавательного интереса учащегося. 3. Развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.
«Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни… Труд, конечно, бремя, но бремя, без которого возможное соединение человеческого достоинства и счастья невозможно».
Проблема глазами учеников Почему вам трудно выполнять домашнее задание? Что вам мешает дома? Что можно изменить?
Временные рамки домашней работы школьников 1 класс 2 класс 3-4 класс 5-6 класс 7-8 класс 9-11 класс
Если ребенок не укладывается в отведенное время работает нерационально; нет условий для занятий; испытывает трудности; дозировка домашнего задания превышает норму.
Результаты анкетирования детей. Большинство школьников 83 % считают, что выполнять домашние задания необходимо, 17 % относятся к ним отрицательно. 42 % школьников выполняют домашнее задание всегда, 33 % - выполняют по мере своих сил и способностей и 25 % не всегда выполняют домашнее задание. При выполнении домашних заданий школьники испытывают трудности от: непонимания темы по предмету (42 %), собственной лени (25 %), усталости (17 %), большого объема заданий (8%). Наиболее трудными предметами дети считают: немецкий язык (50 %), русский язык и физику (33 %), литературу (25 %), математику, химию (17 %), биологию (8 %). При выполнении домашних заданий детям помогают: родители (67 %), одноклассники (17 %), бабушка, учитель, репетитор, ГДЗ (8 %). Большинство родителей не ругают своих детей за невыполненные домашние задания, вследствие непонимания темы (92 %). Учителя, чаще всего ругают за невыполненное домашнее задание (58 %), обсуждают на уроке домашнее задание (92 %), поощряют школьников за выполненное домашнее задание хорошей оценкой (83 %) или одобрительными словами (17 %).
Результаты анкетирования родителей 40 % родителей отмечают, что отношение их детей изменилось в этом году по сравнению с прошлым годом и 60 % говорят, что не изменилось. Большинство родителей 50 % ответили, что их дети тратят на подготовку домашних заданий 3-4 часа, 2-3 часа – 30 %, 1 – 2 часа – 20 %. Наибольшие затруднения вызывают у детей: математика 60 %, русский и немецкий языки 50 %, литература, история, биология 20 %, физика 10 %. 50 % родителей не помогают детям выполнять домашние задания, 40 % - помогают, 20 % - иногда помогают, при этом 60 % родителей отмечают, что их ребенок понимает, что должен делать, выполняя домашнее задание. В большинстве случаев родители помогаю своим детям делать математику и русский язык. 80 % родителей считают, что оценка за домашнее задания учителями выставляется объективно. Лишь 50 % детей, по мнению их родителей, знают, что задано на дом. Причинами этого ни видят: не успел (а) записать 40 %, отсутствие ребенка в школе 30 %, забыл (а) записать, было лень записать 10 %. Всегда записывает домашнее задание 10 % школьников. 60 % родителей считают, что оценка за домашнее задание выставляется учителем объективно.
Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?
Рекомендации «Садимся за уроки» 1. Садимся за уроки всегда в одно и то же время. 2. Проветриваем комнату до начала занятий. 3. Выключи телевизор, компьютер. 4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике. 5. Приготовь все принадлежности, положи их на определенные места на столе. 6. Убери со стола все лишнее.
Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником домашних заданий
Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд. И.Кант.
Спасибо за внимание Родительское собрание подготовили классный руководитель 7 класса Евдокимова О.В., классный руководитель 8 класса Курочкина Н.А. 18 марта 2013 г.