ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ – КАК ФУНДАМЕНТ ВЫРАБОТКИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Из опыта работы Антоненко Л.В.
Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как можно раньше начинать работу с развития их орфографической зоркости. Звукобуквенный анализ в начальной школе – это фундамент выработки орфографической зоркости младших школьников.
Для становления соответствующего умения я применяю следующие упражнения: Игры: Найди опасное место, Светофор, Зажги маячок Скороговорки, четверостишья, рифмовки, чистоговорки
1 класс Слова для фонетического разбора подбираю по принципу от простого к сложному. 1.Слова, состоящие из звуков в сильных позициях: дом, лом, сам, сын, сон, мак. 2. Слова, состоящие из звуков в сильных и слабых позициях, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем. трава, суп, лук, ёрш, яма, мама, радуга, диван, полка,, комната, 3. Слова, которые имеют в своем составе звуки в сильных позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций фонем: ёж, люк, уголок.
Моделирование на уроках обучения грамоте и русского языка В работе над звукобуквенным анализом целесообразно использовать метод моделирования, когда ученики строят различные модели изучаемых явлений, представляют учебную информацию в наглядной форме в расчёте на образные ассоциации. С первых уроков обучения грамоте ребята пользуются моделями звуков. Эти модели помогают делать звукобуквенный анализ слова и знакомиться на уроках с новыми звуками и буквами.
Вместо ленты букв мы сделали модель, опорную схему гласные согласные А - ЯБ - П О - ЁВ - Ф У - ЮГ - К Ы - ИД - Т Э - ЕЖ - Ш З - С Л М Н Р Й Х Ц Ч Щ Ъ Ь
2 класс Звуки природы, вспомните и воспроизведите их голосом Звуки в доме, воспроизведите их голосом Убери одну фонему Добавь фонему Замени фонему Озорные фонемы
Кто главнее? _ _О _ _ _И _, _А _ А _ _А _. ШК _ЛЬН _ К, К _ Р _ Н Д _ Ш.
Попробуйте расшифровать такие сокращения: Мршк, Мрк Твн, Мхлкв, Чквскй, Шлхв, Блк, Лрмнтв, Нкрсв, Гйдр, Крлв.
Работа с опорной схемой Алгоритм «Вижу, слышу, думаю…» с помощью опорной схемы гласные согласные А - Я Б - П О - Ё В - Ф У - Ю Г - К Ы - И Д - Т Э - Е Ж - Ш З – С Л М Н Р Й Х Ц Ч Щ Ъ Ь
Недельные ритмы Понедельник: орфографическая работа, выполнение грамматических заданий. Вторник: звукобуквенный разбор слов (фонетический разбор). Среда: работа со словами из словаря. Морфологический разбор (как часть речи). Четверг: работа над предложением. Разбор предложения по членам и по частям речи. Пятница: разбор слов по составу (морфемный анализ).
Таким образом, звукобуквенный анализ в начальной школе напрямую связан с развитием орфографической зоркости младших школьников. Моделирование, как один из методов звукобуквенного анализа, а также игровые технологии помогают детям «учиться активно», формируют универсальные учебные действия. А это хорошая база для работы на уроках русского языка в среднем звене. Попробуйте сами, ведь учиться, играя, интереснее и легче. Успехов в работе!