Исследовательская работа по литературе обучающейся 7 класса МОУ «СОШ 3 » Есаян Карины Учитель: Зилова Марина Юрьевна
«Роль изобразительно-выразительных средств в рассказе Тургенева И.С. «Бежин луг»
Цели: 1. Изучить изобразительно-выразительные средства языка. 2. Наблюдая и исследуя, определить роль тропов в художественном произведении. Задачи: 1. Рассмотреть тропы на примере произведения Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг». 2.Определить, с помощью каких изобразительных средств языка писателю удается ярко и красочно изобразить природу. 3. Определить, какому виду тропов автор отдает предпочтение для изображения картин природы и чем определяется отбор автором тех или иных средств языка.
» Картины природы в рассказе «Бежин луг» В краскахВ звукахВ запахах «…алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света…» «…с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной…» «Одни огоньки тихонько потрескивали». «Вдруг, где-то в отдалении раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушиваешься – и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто- то долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке». «Все зашевелилось, проснулось, запело, словно… обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола». «В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости». «Темное, чистое небо торжественно и необъятно - высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах – запах русской летней ночи».
Виды эпитетов Общеязыковые Народно – поэтические Индивидуально – авторские, окказиональные
Сравнение МетафораОлицетворение Эпитет «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом»… «с вышины лилась темнота»; «с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось»… Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья»; «полились кругом меня… сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света»; «всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы»… «На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней, - казалось, одни сползались туда для тайного совещания» « Свежая струя пробежала по моему лицу»; «еще нигде не румянилась заря»; «и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило»… «вздымался угрюмый мрак»; «кроткий румянец зари»; «Солнце – не огнистое,…но светлое и приветно – лучезарное»…
Значение природы в рассказе «Бежин луг» Служит фоном жизни героев рассказа – крестьянских детей. Воздействует на воображение и сознание мальчиков своей таинственностью, предрасполагая их к рассказам о страшном. Определяет построение произведения, образуя его зачин и концовку.
Как писатель - реалист, Тургенев изображает природу глубоко правдиво. В его пейзажных зарисовках нет никакой искусственности. Отбор изобразительных средств, служащих для описания природы, у него внутренне обоснован. Тургенев учит не только любить родную природу, но и видеть, слышать, чувствовать её, своими описаниями он как бы заставляет читателя раскрыть глаза на то, мимо чего скользил его взгляд.