Во второй половине ХIХ в. идет дальнейшее поглощение церкви государством, она становится частью государственной системы.
Самодержавие нуждалось в священнослужителях послушных и исполнительных. Их деятельность должна была сводиться к разъяснению правительственной политики, подтверждению ее правильности ссылками на учение Христа. Какое- либо вмешательство церкви в эту политику или ее критика заведомо исключались. Верховная власть не прощала служителям культа независимости суждений. Когда киевский митрополит Филофей позволил себе некоторые критические замечания об Александре III тот предложил освидетельствовать его умственные способности.
Отклонения от официального православия не допускались. Л. Н. Толстой, усомнившийся в ряде его догматов, посмевший иметь собственную веру, был объявлен еретиком, от православной церкви. В церковной печати развернулась травля писателя.
Филарет был личностью выдающейся, хотя и противоречивой.
В 1880 г. обер- прокурором Синода был назначен Константин Петрович Победоносцев ( ). При нем церковь окончательно сращивается с государством, становясь одним из его учреждений. Преследуя демократическую и либеральную печать, Победоносцев обеспечил церковным изданиям массовые тиражи.
С "охранительной" прессой церковная составляет одно целое. Политика захлестывает ее страницы, оттеснив вопросы веры на второй план. В правительственной печати все чаще прибегают к поддержке религии. На нее делается в е гг. основная ставка в обосновании законности и необходимости самодержавия
Ссылками на Божий промысел и волю Провидения пестрят и царские манифесты, указы, рескрипты
Русская церковь хранила в себе большой запас нравственных сил, но эти силы не использовались в полной мере.